Примадонны и шуты в поисках любви

23 мая 2008
Ирина Ульянина, «Новая Сибирь»

В конце мая пройдут обменные гастроли между Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус» и Кемеровским областным театром драмы имени А. В. Луначарского.

В течение недели — с 22 по 28 мая — состоятся обменные гастроли между Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус» и Кемеровским областным театром драмы имени А. В. Луначарского, организованные по инициативе Ассоциации руководителей драматических театров Сибирского федерального округа. Событие, безусловно, внесет разнообразие в репертуарную палитру двух крупнейших городов региона, ведь гастрольные афиши предлагают кардинально иные названия пьес, их режиссерских и актерских трактовок, разность эстетических позиций. А возможность сопоставить их, получив новые впечатления и новый художественный опыт, и есть задача культурной интервенции и интеграции: проект обменных гастролей не случайно включен в приоритетный региональный национальный проект «Культура».

Выступления «Глобуса» в Кемерове откроются «Дамой с камелиями» по одноименному роману Александра Дюма — абсолютным «хитом», покоряющим сердца зрителей всех возрастов, которому автор инсценировки и постановки Алексей Крикливый дал интригующее жанровое определение love story. Далее будут сыграны лучшие спектакли прошлых сезонов: композиция из абсурдистских творений Даниила Хармса «Белая овца», выполненная талантливым московским режиссером Леной Невежиной, комедия «Бабьи сплетни» Карло Гольдони в оригинальном решении петербуржца Владимира Туманова. В день закрытия гастролей новосибирцы представят «Месяц в деревне» Ивана Тургенева, получивший признание на многих театральных фестивалях не только за адекватность воплощения произведения классика, но и за безупречное звучание русской речи, за чистоту языка. Примечательно, что в «Глобусе» спектакль идет на Малой сцене, а в Кемерове впервые будет сыгран в Большом зале, рассчитанном на 500 мест. Кроме того, вниманию публики предложат последние премьеры завершающегося сезона — чеховскую «Каштанку» и психологическую драму «Русское варенье» букеровского лауреата Людмилы Улицкой, поставленную лауреатом «Золотой маски» Алексеем Песеговым. Неудивительно, что билеты на эти спектакли исчезают из кассы стремительнее, чем горячие пирожки.

Впрочем, есть спектакли, билеты на которые невозможно купить или продать. Социальный партнер обменных гастролей — Сибирский банк Сбербанка России — оказал финансовую помощь для того, чтобы детские утренники с показом сказок «Малыш и Карлсон» в Кемерове и «Щелкунчик» в Новосибирске были благотворительными, адресованными воспитанникам детских домов и ребятам из многодетных и малообеспеченных семей.

На пресс-конференциях, прошедших в начале этой недели в «Глобусе» и Кемеровском драмтеатре, руководители коллективов Татьяна Людмилина и Юрий Штальбаум озвучили солидарное мнение, что организация обменных гастролей — дело чрезвычайно хлопотное, трудоемкое и неприбыльное, но совершенно необходимое для воссоздания единого культурного пространства, противостоящего интеллектуальному и эмоциональному оскудению. «Не продается вдохновенье», не продаются энергетические и эмоциональные импульсы, на которых базируется искусство, поскольку они бесценны, а стоимость билетов на посещение спектаклей в обоих городах установлена одинаковая и весьма льготная: максимальный уровень — 200 рублей.

В гастрольном репертуаре кемеровского театра, который в следующем году отметит 75-летие, преобладают комедии, самый популярный у публики жанр. Показы в Новосибирске завершит «Люкс № 13» комедиографа Рея Куни, ставшего лидером кассовых сборов во многих странах, в том числе в России, поскольку его безупречно остроумные, но сугубо развлекательные пьесы буквально обречены на успех. Однако театр не ставит своей целью то, что на Западе называется entertainment — развлекательность, стремясь легкую форму комедии насытить подтекстами, весомыми смыслами. К примеру, комедия «Примадонны» Кена Людвига о похождениях двух безработных актеров, польстившихся на наследство старушки-миллионерши и переодевшихся в женские одежды, содержит посыл к рассуждениям о природе игры. Еще более нетривиально, неожиданно освоена режиссером из Саранска Андреем Ермолиным классическая комедия «Банкрот», снискавшая высокую оценку экспертов Всероссийского фестиваля «Островский в Доме Островского» и включенная в программу показов на сцене московского Малого театра.

Дважды в гастрольной афише значится имя драматурга Григория Горина. Театр поставил его пьесу «Шут Балакирев» на сюжет, имеющий реальную историческую основу и создающий основания для рассуждений о том, кто истинные герои своего времени: шуты или цари? А в этом сезоне режиссером Виктором Прокоповым выпущена премьера «Поминальной молитвы» по мотивам прозы Шолома Алейхема о балагуре и философе Тевье-молочнике, неустанно пекущемся о счастье своей семьи, своих дочерей, — ее показом, в котором занята практически вся труппа, и стартуют гастроли старейшего театра Кузбасса в Новосибирске.