…И Скипетр Театру дорогу осветил

30 августа 2006
«Честное слово»

Ровно 250 лет назад, 30 августа 1756 года указом российской императрицы Елизаветы Петровны был учрежден первый российский театр. Эту дату, которая стала символом единения государства и театра, сегодня отмечает вся Россия

Дочь Петра Великого издала Указ о создании театра на 15 году своего правления. Документ этот стал одним из самых важных событий ее правления да и вообще, культурной жизни России XVIII века.

Первым императорским театром стала санкт-петербургская Александринка, а потом и Малый театр, возникший при Московском университете. Здесь играли пьесы российского поэта, драматурга (и по совместительству директора) Александра Сумарокова.

А первый, как мы сказали бы сегодня, независимый, театр возник в России всего на шесть лет раньше. В 1750 году в Ярославле купец Федор Волков в большом амбаре поставил с актерами-самоучками драму «Эсфирь», и уже через два года ярославские актеры были приглашены «на смотрины» в Санкт-Петербург. Все это дало основание Виссариону Белинскому назвать Волкова, ставшего первым придворным актером, «отцом русского театра». Но на место «отца театра» мог бы претендовать и сам Сумароков — именно с его трагедией «Хорев» дебютировали в столице ярославцы. «Материнство» же русского театра безоговорочно принадлежит Елизавете. Страстью к сценическому искусству она воспылала еще в юности. «Порой весь двор превращался в театральное фойе: изо дня в день говорили только о французской комедии, об итальянской комической опере и ее содержателе Локателли... Дворец представлял не то маскарад с переодеванием, не то игорный дом. Дамы меняли костюмы по два, по три раза в день, императрица — даже до пяти раз, почти никогда не надевая два раза одного и того же платья», — писал историк Василий Ключевский.

Приступив к формированию труппы, Сумароков обратился в Шляхетский корпус. Труппу первого государственного театра составили актеры: братья Федор, Григорий и Гаврила Волковы, Павел Уманов, Лука Татищев, Евстафий Сичкарев, Прокофий Приказный, Иван Дмитриевский, Алексий Попов, Яков Шумский, Чулков и пять актрис: Мусина-Пушкина, Зорина, Михайлова и две сестры Ананьины. Имена этих людей мало кто помнит, однако с них и началась история государственного театра в России.

Между тем высокий статус не избавил театр ни от мытарств со сценическими площадками, ни от финансовых трудностей. В 1759 году на содержание театра прибавили две тысячи рублей, но денег хронически не хватало. Возникали и другие проблемы. Накануне спектакля директор запросто мог получить уведомление, что «музыки от Двора не будет, потому что музыканты накануне играли в маскараде и устали». И Сумарокову приходилось спешно искать музыкантов. Проблему с собственным помещением решил только Николай I. В 1828 — 1832 гг. на одном из самых топких мест Санкт-Петербурга было возведено по проекту Карла Росси здание театра, которому царь дал имя своей сентиментальной супруги Александры Федоровны (она участвовала в разработке дизайна лож и ротонд).

Поскольку по сути Елизаветин указ положил начало государственной политике России в области театрального искусства, то сегодняшняя дата стала символом союза государства и театра, а проще говоря, государственного финансирования театров.

Накануне юбилея генеральный директор московского Малого театра Виктор Коршунов обратился к Владимиру Путину с предложением подготовить постановление или распоряжение о праздновании 250-летия указа о русском театре. «Это стало бы огромным событием, праздником не только для старейших театров России, но и для российской культуры в целом, в которой момент развлекательности достаточно себя уже заявил и пора возвращаться к слову и мысли», — сказал Коршунов. Президент в ответ собрал встречу с главными «театральными представителями» страны и дал добро на президентский патронаж праздника. Однако при этом подчеркнул, что основной замысел предлагаемого мероприятия заключается в том, чтобы «это не был опять праздник бумаги или праздник здания, а использовался как повод для того, чтобы обратить внимание на значение русского театра, придать новое дыхание этой части духовной жизни». Президент Владимир Путин считает, что юбилей создания государственных театров должен способствовать развитию российского театрального искусства в целом.

Сегодня и в последующие два дня в Александрийском театре пройдет пышное празднование представления, действующими лицами которого станут Островский, Гоголь, Щепкин, Мочалов и другие великие драматурги, актеры и даже критики, сыгравшие большую роль в становлении русского театра.

Не останутся в стороне от юбилея и другие театры.

В столице Сибири же празднование великой даты взял на себя Государственный молодежный театр «Глобус». Возможно, на это повлияло, в частности, то обстоятельство, что в прошлом году «Глобус» получил премию имени Федора Волкова за вклад в развитие российского театрального искусства.

Театр проведет викторину «Новосибирск театральный», выставку эскизов театральных костюмов, и экспозицию, посвященную современным театральным фестивалям. Разумеется, каждый вечер больших и маленьких зрителей будут ждать спектакли. Перед детскими спектаклями пройдут выступления детских театров моды с демонстрацией театральных костюмов, после взрослых — встречи с актерами (с возможностью пообщаться, сфотографироваться с любимыми актерами, получить автограф и памятные призы от театра). В заключительный вечер празднования — 14 сентября — зрителей будет ждать последняя премьера прошлого сезона «Дама с камелиями». Перед спектаклем зрителей будет ожидать праздник в фойе, стилизованном под императорский театр (с участием студии пластики, оркестра и артистов театра), а после спектакля — грандиозный праздничный фейерверк.