Наталья Сидорова, «Метро»
Новость о
том, что спектакль «Глобуса» «Двойное непостоянство» в
постановке Дмитрия Чернякова номинирован на
получение пяти «Золотых масок» (за
лучший спектакль малой формы, лучшую работу режиссера, лучшую работу художника, лучшую женскую роль и
лучшую мужскую роль), мгновенно стала сенсацией среди новосибирских театралов. Решение экспертного совета Национальной театральной премии и
фестиваля «Золотая маска» станет известным уже в
предстоящий понедельник, когда в
Большом театре состоится церемония вручения. Однако к
какому
бы выводу ни
пришли члены жюри, успех новосибирского театра уже очевиден. В
этом совершенно уверена директор «Глобуса» Татьяна Людмилина. На
разговор с
ней нам удалось напроситься в
короткий промежуток между поездками в
столицы России и
Сибири.
«Глобус» на подмостках МХАТа
— Спектакль «Двойное непостоянство» мы показывали на малой сцене МХАТа им. Чехова четыре раза. Хочу заметить, что «Глобус» — единственный коллектив, чей спектакль прошел в рамках фестиваля такое количество раз. Другие участники демонстрировали один, максимум два спектакля. Примечательно, что на наших показах побывало практически все театральное сообщество Москвы: Марк Захаров, Роман Виктюк, Михаил Ульянов, Константин Райкин, большое количество критиков и актеров. Почти на каждом спектакле было процентов 90 в той или иной мере узнаваемых театральных лиц. Интерес от спектакля к спектаклю увеличивался. И на последнем зал не смог вместить всех желающих — был переполнен, а зрители все шли и шли.
— Как вы думаете, театр сможет получить «Золотую маску»?
— Ничего нельзя говорить заранее. Это решение принимают 12 членов жюри. И никто не может предугадать их мнение и предвосхитить события.
— Получение «Масок» даст театру какие-то дивиденды?
— Независимо от того, получим мы премию или нет, резонанс, который оставил наш театр в Москве, не заменят никакие «Маски».
— Вы не опасаетесь, что после такого успеха уведут актеров?
— Надеюсь, что наши актеры умны и понимают, что никто их в Москве на такой репертуарный «багаж», который они имеют в Новосибирске, не позовет. Нужно будет начинать все начала, поэтому... Впрочем, сейчас мы об этом думаем меньше всего.
— А о чем вы сейчас думаете больше всего?
— О том, как достойно закончить сезон, как интересно и профессионально войти в следующий.
Классический переворот
— Рассказывают, что по окончании каждого театрального сезона в «Глобусе» собираются критики и дают свои оценки.
— Да, традиционно мы проводим Минифест, где представляем премьеры сезона. Приглашаются московские и петербургские театральные критики, которые могут профессионально, предметно и качественно проанализировать как отдельные постановки, так и в целом театральный сезон, соотнести наши спектакли с общетеатральной ситуацией России. Драматические театры, как бы ни были они уникальны и самостоятельны, живут в общетеатральном контексте, который формируется под воздействием тех или иных факторов. Например, совершенно очевидно, что на первое место сейчас вышла русская классика.
— С чем, на ваш взгляд, связан возникший интерес к русской классике? В обществе произошли некие духовные подвижки?
— Общество становится более здоровым. Период авангардных экспериментов, на мой взгляд, частично позади. Те, кто хотел самовыразиться и самореализоваться, уже сделали это и пребывают, как правило, где-то в неизвестном для многих месте и занимаются неизвестными для многих делами. Те же, кто является настоящими мастерами, нашли возможность достойно пережить время, когда каждого отпустили в свободное плавание. Все кинулись делать все и везде сразу. Результат известен. Некоторые театры, которые были очень серьезными, профессиональными, растеряли свою фундаментальность именно из-за того, что ушли в какие-то поиски, эксперименты. Сегодня произошла своего года селекция драматургического материала. Выяснилось, что классику-то ничем нельзя заменить. Да, конечно, ставятся современные пьесы. Но если взглянуть на театральную ситуацию в России... Някрошюс ставит «Вишневый сад», Додин — «Дядю Ваню», Фокин — «Ревизора», Чусова — «Грозу», Серебренников — «Мещан». Жизнь показала, что высокое искусство должно работать на высоком материале.
— Может ли это означать, что ближайшими премьерами в «Глобусе» будут спектакли по русской классике?
— Это не значит, что первой премьерой будет русская классика, но то, что она будет в премьерных названиях следующего театрального сезона, совершенно точно.
За кулисами
— «Глобус» уникален во многом. Но есть одна характерная деталь, которую примечают все, кто попадает в театр впервые. С незнакомыми здесь принято здороваться... Этакая почти деревенская традиция.
— Приветствие является проявлением высокой культуры, чистоты, интеллигентности людей и здоровой атмосферы в коллективе. И я сама, где бы ни работала и ни была, предпочитаю первой со всеми здороваться.
— Между тем бытует такое мнение, что театральная среда склонна к интригам, конфликтам. Вы работали не только в «Глобусе», но и в Оперном театре. Согласны с этим мнением?
— Люди, которые работают в театре, — творческие, импульсивные, эмоциональные. Хотелось бы, чтобы в нашем коллективе эмоции были только положительные. Наличие склок, собраний, забастовок, митингов обусловлено только одним — отсутствием работы для актеров. Когда актеры загружены работой, когда они знают о своих перспективах, эмоции они будут выражать только на сцене. Конечно, о стопроцентном участии всех актеров в премьерах текущего сезона говорить сложно. Но стремиться к максимальной занятости артистов в новых спектаклях руководитель театра обязан в первую очередь.
Директорские заповеди
— На руководителей театра нигде не учат. Можно ли узнать, как вы оказались на этой должности?
— Никогда раньше не думала, что моя жизнь будет связана с искусством. По профессии я педагог, учитель географии и английского языка. Закончила наш педагогический институт. Случилось так, что, к сожалению, в школе я проработала совсем недолго. Потом была первым секретарем райкома комсомола, работала в бюро международного молодежного туризма «Спутник». В апреле 1988 года Валерий Аркадьевич Бродский пригласил меня на должность своего заместителя в Театр оперы и балета, где я проработала чуть больше десяти лет. Конечно, многому там научилась. Во-первых, это большой коллектив. Во-вторых, пришло четкое понимание, что организационной помощи ждать неоткуда, особенно в последние годы работы там. Придя в «Глобус», я сразу окунулась в работу, поскольку Мария Ревякина (прежний директор «Глобуса», сегодня является исполнительным директором фестиваля «Золотая маска». — Ред.) уехала через полгода. Семь месяцев я исполняла обязанности, а потом стала директором.
— Такая работа, как я понимаю, сочетает несочетаемое. С одной стороны, она требует умения все четко организовать. Вплоть до того, чтобы унитазы были в рабочем состоянии...
— Это, кстати, одна из первых заповедей директора театра.
— ...С другой — необходимо быть человеком творческим.
— Жизнь так сложилась, что я долгие годы нахожусь рядом с творческим, высокодуховным человеком — моим мужем. Специально ничему такому он меня не учил. Просто многие годы, прожитые вместе, наложили свой отпечаток. Я и сейчас не пойду на какой-то компромисс, который в моем понимании не принесет пользу театру.
— Если вас, как Марию Ревякину, пригласят работать в Москву или еще куда-нибудь...
— Это вопрос риторический, отвечать на него бессмысленно. Но могу сказать, что и раньше у нас с мужем была возможность уехать не только из города, но и из страны. И не раз инициатором отказа была я. Мы остались. Я здесь работаю, и светлой мечты переехать в Москву у меня нет.
— Театральная деятельность остается убыточной. Как удается привлекать средства?
— Театральная деятельность не убыточная, она планово-дотационная. При той структуре и системе, которые сегодня существуют в России, функционирование ни одного репертуарного театра невозможно без дотаций. У нас есть учредитель — администрация Новосибирской области, который финансирует наш театр.
— То есть вы, как руководитель театра, довольны отношением со стороны учредителя?
— Нельзя же уповать только на то, что тебе на счет упадут какие-то деньги. Надо уметь и самим их зарабатывать, правильно распоряжаться тем, чем владеешь. Сегодня учредитель и Министерство культуры обязывают любой театр давать не менее 280 спектаклей в год. В прошлом году мы дали 491. Если какой-то театр может показать от четырех до семи спектаклей в неделю, то мы показываем иногда по пять в день (в период новогодних каникул, например). Мы зарабатываем деньги. И эти деньги тратим на то, чтобы спектакли в нашем театре ставили Дмитрий Черняков, Валерий Фокин, Игорь Лысое, Марина Брусникина и другие высокопрофессиональные режиссеры. Это не означает, что все средства вкладываются в оплату труда постановщика. Эти деньги работают на производство спектаклей.
Как рождаются премьеры
— У «Глобуса» достаточно долго нет своего постоянного режиссера. Это принципиальная позиция или так уж сложилось?
— Да, мы начали сезон без главного режиссера. Да, театр должен знать, каким творческим кредо он живет, какие у него перспективы. Да, театру и актерам нужен главный режиссер. Но нельзя не принимать во внимание и другую сторону вопроса. Главный режиссер не может прийти на год или на два из ниоткуда. Он должен прийти на несколько лет и принять театр таким, какой он есть. Режиссер не должен свернуть театр с пути и ввергнуть в пучину каких-то вещей, интересных, быть может, только ему. К сожалению, спектр главных режиссеров труппой и журналистами. Слишком высока цена вопроса, чтобы сделать неосторожный шаг. У нас в театре с января работает режиссер-постановщик Алексей Крикливый. Он поставил два спектакля, проверен в деле. И сейчас Алексей занимается всеми текущими творческими вопросами.
Что касается режиссеров, приглашенных на следующий, 75-й сезон, — поверьте, их имена более чем достойны. Более того, сейчас я веду переговоры о сотрудничестве на 76-й сезон. Очевидно, что талантливые режиссеры востребованы, и чтобы их ангажировать, надо договариваться заранее.
— Раз все уже известно, вы можете рассказать, какие премьеры ожидают зрителей в следующем сезоне?
— Не могу. У меня есть принцип: первой об этом узнает труппа в конце театрального сезона.
— Тогда такой вопрос. Вы выбираете режиссера под определенную пьесу или наоборот?
— Как правило, все идет, конечно, от режиссера. Прежде чем кого-то пригласить, я посмотрю несколько его работ, желательно в разных театрах. Затем режиссер приезжает, смотрит труппу, предлагает название пьесы. Но, опять же мы, исходя из контекста репертуара, заранее оговариваем, будет это русская или зарубежная классика либо какая-то современная пьеса.
Имена режиссеров, которые будут ставить у нас спектакли в следующем сезоне, пока не называю. Но, поскольку это юбилейный сезон, очень хочется, чтобы не только тем людям, которые работают в нашем театре, но и всем новосибирцам он запомнился серьезными высокохудожественными спектаклями. Для достижения этой цели проведено много переговоров, и поверьте: зрителей ждет много интересного в самых разных жанрах — быть может, даже несколько необычных для нашего театра и в целом для города.