«Глобус» вошел в «Контакт»

8 мая 2004
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

На следующей неделе артисты новосибирского молодежного театра «Глобус» отправятся в польский город Торунь на международный театральный фестиваль «Контакт», имеющий репутацию самого престижного в Восточной Европе. Весенние фестивальные поездки труппы проходят вполне успешно. На тюменском «Золотом коньке» приз за лучшую женскую роль второго плана достался Ирине Нахаевой, а на санкт-петербургской «Радуге», итоги которой были подведены вчера поздно вечером, специалисты оценили спектакль «Ю».

Идея проведения фестиваля в Торуне принадлежит талантливому продюсеру Кристине Майснер, некогда возглавлявшей местный театр драмы имени Хоржицы и пожелавшей, чтобы на его сцене встречались лидеры театрального процесса Востока и Запада. Шестнадцать лет назад она фактически открыла окно в Европу для многих советских театров. С Торуни началось международное признание Эймунтаса Някрошюса, Валерия Фокина, Анатолия Васильева, Юрия Погребничко и ряда других известных режиссеров. «Глобус» получил приглашение на «Контакт» впервые, причиной тому явился спектакль Дмитрия Чернякова «Двойное непостоянство», получивший в апреле «Золотую маску».

Визит в Польшу станет уже третьей фестивальной поездкой коллектива «Глобуса» этой весной, и пока результаты этих поездок можно назвать вполне успешными. Тюменский «Золотой конек» сделал объектом внимания жюри и публики лучшие работы провинциальных театров, в основном Уральского и Сибирского регионов. В его конкурсной программе показывались пятнадцать спектаклей широкого эстетического диапазона: от якутского шаманского полотна «Захотевшие ребенка» до постмодернистской постановки московского режиссера Виктора Рыжакова.

«Моя Марусечка» «Глобуса» подкупила прежде всего интонационной чистотой и правдой. Старейший искусствовед страны, художник-этнограф Ирина Уварова, например, отметила философские пласты, извлеченные в спектакле из глубин прозаического текста, построенного на простонародной речи. В результате театр получил приз «за лучший актерский ансамбль». Кроме того, жюри выделило призом «за лучшую женскую роль второго плана» образ, созданный Ириной Нахаевой. Она сыграла многодетную мать, замученную спудом забот и нищеты, но неутомимую и неунывающую. Весть о присуждении заслуженной артистке России «Золотого конька» (приз представляет собой изваяние героя известной сказки Петра Ершова на каменном постаменте) пришла в «Глобус» в день, когда госпожу Нахаеву чествовали в театре, поздравляя с 50-летием. Для ее юбилейного вечера была выбрана «Моя Марусечка» — роль Оли сегодня, действительно, лучшая для актрисы.

Итоги международного фестиваля «Радуга», вчера закончившегося в Санкт-Петербурге, к моменту сдачи номера еще не были известны, но новосибирская версия пьесы Оли Мухиной «Ю» вправе рассчитывать на успех. «Глобус» участвовал в программе «Радуги» в четвертый раз (впервые — в 2001 году). По мнению директора театра Татьяны Людмилиной, качество показов и организационный уровень этого фестиваля, учрежденного при участии Министерства культуры РФ, за прошедшие годы заметно вырос. На этот раз в жюри председательствовал известный драматург Александр Гельман, а одним из членов жюри стал бывший главреж «Глобуса» Александр Галибин. По сведениям «Ъ», на обсуждении «Ю» претензии высказывались главным образом к расплывчатой драматургии, требующей уточнения режиссерской интерпретацией. Максимум же похвал снискали актеры Илья Паньков и Ольга Цинк. Критики отметили также безусловную удачу — создание особой поэтической атмосферы сценического действа.