Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»
Друзья! 4, 5 октября 2023 года на малой сцене театра «Глобус» состоится премьера спектакля «Гадкий утенок» по сказке Ганса Христиана Андерсена. Об особенностях инклюзивного проекта рассказывает режиссер Александра Каспарова, известная новосибирцам по работе в нашумевшем мюзикле Глеба Матвейчука «Алиса в стране чудес».
— Александра, расскажите о вашем новом проекте.
— Это сказка для всей семьи «Гадкий утенок» по мотивам всем известного произведения Ганса Христиана Андерсена. Но в спектакле немного переосмысляется его мораль на современный лад — мы займемся проблематикой особенных детей. Девиз спектакля — прямая цитата из сказки: «Доброе сердце не знает гордости». Он призван вызывать у юных зрителей эмпатию, любовь, способности учиться не быть жестокими к тем, кто не похож на них, и развивать доброту в своем сердце.
— Кто входит в постановочную группу?
— Вместе со мной приезжает художник по свету Дмитрий Машкара, с которым мы выпускали много проектов в Театральной компании Глеба Матвейчука. Художника-постановщика, которого я привлекла, зовут Станислав Шамшев, он из Санкт-Петербурга, и помогать ему в реализации костюмов будет художник-технолог Елена Симонова. Видеоконтент создает Михаил Заикин, мы с ним работали на мюзикле «Алиса в стране чудес». Хочу сказать, что вернуться к вам — большое счастье, потому что «Глобус» — один из самых замечательных театров, с которыми я имела возможность сотрудничать.
— Ваш проект — инклюзивный, объясните, пожалуйста, как инклюзивность транслируется в спектакле?
— Инклюзивный театр — это термин, обозначающий, что наряду с профессиональными драматическими актерами в спектакле будут принимать участие артисты с особенностями развития. Это может быть аутизм, проблемы с физическим или ментальным развитием. В нашем спектакле Гадкого утенка играет замечательный Павел Есипов, у которого синдром Дауна. Несмотря на то, что инклюзивность сейчас набирает популярность и поддержку общества, решение делать такого рода постановку никак не связано с назревающей тенденцией. Я к этому очень давно шла, уже два с половиной года я общаюсь с различными детьми и взрослыми, в частности работаю в фонде «Аревик» в Санкт-Петербурге. Это было мое осознанное решение, даже в каком-то смысле мечта. И спасибо директору театра «Глобус» Татьяне Николаевне Людмилиной, что она пошла навстречу, не побоялась рискнуть, это является для меня большой наградой.
— В нашем городе развитием инклюзивного театра занимается «Инклюзион. Театр. Школа. Новосибирск». Но профессиональные театры до сих пор не обращались к таким форматам...
— Этот спектакль непременно станет откровением как для зрителей, так и для артистов, которые будут присутствовать на сцене. «Глобус» станет первой ласточкой в развитии и поддержке инклюзивных спектаклей на поле профессионального драматического искусства в Новосибирске. Я верю, что этот проект будет долго жить, радовать всех тех, кто к нему так или иначе причастен, будет исповедовать и заряжать людей добром, верой, любовью друг к другу.
Я очень благодарна Ольге Стволовой, она на первоначальном этапе помогала найти потенциального героя спектакля. Ольга — известная в городе общественница, актриса, режиссер. Она мне предлагала много разных вариантов. Но встретиться с Павлом и его мамой Татьяной Павловной Есиповой мне посоветовала Татьяна Николаевна Людмилина. И все сложилось.
— Для зрителей какого возраста будет интересна ваша работа?
— Мое глубокое убеждение, что возрастной ценз спектакля формируется со временем. Конечно, я как режиссер примерно вижу свою аудиторию, хочу видеть в зале детей, родителей разных возрастов, разных особенностей в том числе, потому что вы должны понимать, какой большой резонанс будет и для ребят с синдромом Дауна, и для детей, которые никогда не видели своих особенных ровесников. Но, естественно, моя самоцель — сделать спектакль максимально доступным любому человеку, несмотря на его непростую социальную проблематику. Я жду зрителей, желающих испытать какой-то новый опыт, с открытыми душами и сердцами, которые в полной мере понимают важность таких проектов.
— Можно уже сейчас раскрыть секреты визуального решения спектакля?
— Художественное решение у нас достаточно минималистичное, современное, я бы даже сказала, модное. В нашей сказке каждая локация, несмотря на ее узнаваемость, решена на новый лад. Самый яркий пример — в сказке Андерсена Гадкий утенок попадает в избушку к Бабушке, она живет с котом и курицей. В нашем решении Бабушка как типичный представитель общества потребления курочку уже давно съела, локация — фастфуд, и герои, встречая нашего утенка, задают ему вопрос: «А ты что-то полезное сделал для общества? Если нет, то тогда ты не нужен нам». Это конкретная метафора на людей с различными степенями инвалидности, потому что если они не могут стать частью капиталистической системы, тогда, получается, они не нужны, и мы их изгоняем из нашего сообщества. На мой взгляд, это несправедливо, негуманно, таким образом я пытаюсь вызывать у зрителей какие-то ассоциативные ряды.
— Получается, ваша работа затронет эмоции и чувства каждого человека?
— Я уверена, этот спектакль никого не оставит равнодушным, и каждый, кто окажется с нами в этой замечательной, непростой, многомерной сказке, унесет с собой частичку тепла, любви и желания заботиться друг о друге.