
Магазин 18+









Спектакль Альметьевского татарского государственного драматического театра «Магазин» представлен в рамках проекта «Фестиваль „Золотая Маска” в Новосибирске».
Номинации на Премию «Золотая Маска – 2018» – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль» (Диляра Ибатуллина, Мадина Гайнуллина).
Спектакль демонстрируется на сцене театра «Старый дом».
В современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было. В сегодняшней системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу по мере необходимости, которую легко заменить, как только она утратит свою прежнюю высокую стоимость. Попавшая в рабство молодая казахская девушка, продавщица, решает бросить вызов обстоятельствам. Не единственная в рабском положении, она оказывается одинокой в стремлении вырваться из этого ада. Рабство несет в себе разрушительное начало. Ведь и сама Зияш, хозяйка магазина, оказывается рабом и для своих рабов, ибо без них ее благосостояние обречено, и перед системой, так как вынуждена платить мзду власть имущим. «Кибет» (Магазин) – это попытка разоблачения реальной действительности.
Когда один человек противопоставляет себя человечности, гуманизму, когда допускает мысль, что ему все позволено – он сверхчеловек, он выше других, он имеет право на насилие. Он сам дал себе это право, индульгенцию на насилие, оправдывая это какими-либо высокими целями, идеями мессианства. Все это, в конечном счете, приводит к краху личности, деградации человека, потере человечности.
Эдуард Шахов
Пьеса Жанайдарова основана на реальных событиях: в основе – сюжет из криминальной хроники, рассказ о магазине одного из спальных районов Москвы, где хозяйка держала своих сотрудниц, приехавших на заработки из Средней Азии, на положении бесправных рабынь. В пьесе, материалом для которой служили многочисленные разговоры автора с сотрудниками правозащитных организаций, разбиравшихся в этом деле, множество отталкивающих, натуралистических деталей: вместе с героинями мы постепенно спускаемся на все новые и новые круги ада, каждый раз наивно предполагая, что хуже быть уже не может. Тем не менее, пьеса, в которой подробно рассказано об избиениях, разнообразных унижениях, рожденных извращенной фантазией, о пытках и продаже детей на органы, вовсе не смакует садистическую фактуру событий, пьеса Жанайдарова – не страшилка и не «чернуха».
«Магазин» – психологическая драма, в первую очередь – о природе рабства, об отказе от свободы, о том, как генетически живуч тоталитаризм, о кривом мире, в котором подобие справедливости вершится посредством нового преступления.
Эдуард Шахов отнесся к тексту пьесы бережно, почти не подвергнув его каким-либо сокращениям, но жанровая природа все-таки претерпела некоторые метаморфозы: альметьевский «Магазин» в большей степени притча, нежели психологическая драма, хотя нюансы взаимоотношений двух женщин довольно подробно решены через насыщенный пластический рисунок. Углы не сглажены, и все невыносимые подробности пьесы озвучены, хотя социальная острота ушла на второй план. Во время спектакля не думаешь о Москве, о большом современном мегаполисе, в котором удобно и безнаказанно расположился средневековый феодализм. Две женщины сосуществуют здесь будто в вакууме, и фокус спектакля сосредоточен именно на их состояниях, на том, как жертва становится слепком своей мучительницы.
Режиссеру спектакля удалось уйти от однозначности и сохранить ту глубину, которую заложил в своих персонажей Жанайдаров.
«Петербургский театральный журнал», блог
Магазин 18+

Спектакль Альметьевского татарского государственного драматического театра «Магазин» представлен в рамках проекта «Фестиваль „Золотая Маска” в Новосибирске».
Номинации на Премию «Золотая Маска – 2018» – «Лучший спектакль в драме, малая форма», «Лучшая работа режиссера», «Лучшая работа драматурга», «Лучшая женская роль» (Диляра Ибатуллина, Мадина Гайнуллина).
Спектакль демонстрируется на сцене театра «Старый дом».
В современном мире рабство распространено сильнее, чем когда бы то ни было. В сегодняшней системе рабства рабы – сменная деталь, добавляемая к процессу по мере необходимости, которую легко заменить, как только она утратит свою прежнюю высокую стоимость. Попавшая в рабство молодая казахская девушка, продавщица, решает бросить вызов обстоятельствам. Не единственная в рабском положении, она оказывается одинокой в стремлении вырваться из этого ада. Рабство несет в себе разрушительное начало. Ведь и сама Зияш, хозяйка магазина, оказывается рабом и для своих рабов, ибо без них ее благосостояние обречено, и перед системой, так как вынуждена платить мзду власть имущим. «Кибет» (Магазин) – это попытка разоблачения реальной действительности.
Когда один человек противопоставляет себя человечности, гуманизму, когда допускает мысль, что ему все позволено – он сверхчеловек, он выше других, он имеет право на насилие. Он сам дал себе это право, индульгенцию на насилие, оправдывая это какими-либо высокими целями, идеями мессианства. Все это, в конечном счете, приводит к краху личности, деградации человека, потере человечности.
Эдуард Шахов
Пьеса Жанайдарова основана на реальных событиях: в основе – сюжет из криминальной хроники, рассказ о магазине одного из спальных районов Москвы, где хозяйка держала своих сотрудниц, приехавших на заработки из Средней Азии, на положении бесправных рабынь. В пьесе, материалом для которой служили многочисленные разговоры автора с сотрудниками правозащитных организаций, разбиравшихся в этом деле, множество отталкивающих, натуралистических деталей: вместе с героинями мы постепенно спускаемся на все новые и новые круги ада, каждый раз наивно предполагая, что хуже быть уже не может. Тем не менее, пьеса, в которой подробно рассказано об избиениях, разнообразных унижениях, рожденных извращенной фантазией, о пытках и продаже детей на органы, вовсе не смакует садистическую фактуру событий, пьеса Жанайдарова – не страшилка и не «чернуха».
«Магазин» – психологическая драма, в первую очередь – о природе рабства, об отказе от свободы, о том, как генетически живуч тоталитаризм, о кривом мире, в котором подобие справедливости вершится посредством нового преступления.
Эдуард Шахов отнесся к тексту пьесы бережно, почти не подвергнув его каким-либо сокращениям, но жанровая природа все-таки претерпела некоторые метаморфозы: альметьевский «Магазин» в большей степени притча, нежели психологическая драма, хотя нюансы взаимоотношений двух женщин довольно подробно решены через насыщенный пластический рисунок. Углы не сглажены, и все невыносимые подробности пьесы озвучены, хотя социальная острота ушла на второй план. Во время спектакля не думаешь о Москве, о большом современном мегаполисе, в котором удобно и безнаказанно расположился средневековый феодализм. Две женщины сосуществуют здесь будто в вакууме, и фокус спектакля сосредоточен именно на их состояниях, на том, как жертва становится слепком своей мучительницы.
Режиссеру спектакля удалось уйти от однозначности и сохранить ту глубину, которую заложил в своих персонажей Жанайдаров.
«Петербургский театральный журнал», блог









