ЗАКУЛИСЬЕ СКАЗКИ
За кулисами театра живут волшебники. Они оживляют героев пьес и материализуют вещи. По их велению может пойти снег или открыться портал в волшебное царство. И днем и ночью волшебники трудятся в своих мастерских. Они почти закончили создавать спектакль «Морозко», но главный герой, сам Морозко, растерял свои вещи. Пойдем, поможешь их собрать
Какое просторное помещение! Это столярный цех, тут трудятся над созданием разных крупных декораций для сцены. А что это там блестит? Морозко опять забыл свой посох! Давай вернем его хозяину!
А теперь давай осмотримся вокруг! Мы попали в художественно-декоративный цех театра. Кажется, тут затерялась варежка Морозки. Бедняга совсем околел. Давай поможем ему.
Мы попали в пошивочный цех! Здесь создаются костюмы и декорации. Когда Морозко заходил в гости к феям-портным, он оставил свою варежку. Ее нужно найти!
Ой, Морозко говорит, что кто-то забрал его снежные валенки... Давай соберем пазл,чтобы вернуть их хозяину!
На поледок Морозко придумал для тебя текст. Хочешь узнать, на кого из сказочных героев ты больше всего похож?
Морозко вывел нас на главную сцену. Здесь уже собрались все волшебники театра, чтобы закончить приготовления к новогодней сказке. Сможешь их найти?
Режиссер — Иван Орлов
Спектакль начинается с режиссера, как театр с вешалки. Иван Орлов занимает должность режиссера в «Глобусе» уже шесть лет. За это время он успел поставить десять спектаклей. Сейчас он работает над новогодней сказкой «Морозко».

— Как появилась идея поставить спектакль по мотивам «Морозко»? Найти материал для любой постановки — пытка. Ты ищешь историю, которая будет звенеть в твоем ощущении сегодняшнего дня. А тут узкий формат нашей новогодней сказки. Большая сцена и задача задействовать всю труппу. Нам нужно, как минимум, 13 героев.


Я за лето прочитал больше ста новогодних историй. Шесть лет мы сочиняли с нуля. Иногда брали классические произведения, например, «Звездный мальчик» Оскара Уайльда или «Щелкунчик», «Снежная Королева». Но почему-то всё время ходили мимо ключевой новогодней истории «Морозко». Русская народная сказка, которая закреплена в нашем сознании советским, уже почти классическим фильмом Александра Роу. Киносценарий сложно адаптируется к театру, поэтому мы пригласили драматурга Анну Богачеву. Она написала абсолютно свою фантазию на тему «Морозки», сохранив атмосферу фильма.
Первый и, возможно, главный маг – это режиссер Иван Орлов. Он колдует в своем кабинете, который заставлен книгами. Он же руководит всеми мастерскими-цехами. Следит, чтобы прочие волшебники жили в мире и согласии. Придумывает, как оживить сказку.
— Про что ваша интерпретация «Морозко»? История девушки, которую невзлюбила мачеха, выгнала ее на смерть. Но в этой девушке есть невероятное чувство любви к миру. Поэтому история о любви, которая помогает преодолевать любые препятствия. Не сказать, что мысль наша, авторская. Мы долго копались в фольклорном мифе, пытались понять, что такое испытание Морозки: «Тепло ли тебе девица?».

Интерпретировали, как ситуацию, в которой на человека наваливаются трудности. Тест на чувство человека в человеке. Насколько он будет осуждать судьбу за то, что она такое с ним сотворила. Наша героиня — героиня во всех смыслах. Она не поддается. «Тепло ли тебе, девица?» «Тепло». «Тепло ли тебе, красная?» «Тепло».
— Что происходит после того, как выбрано произведение?
Работа с драматургом. Режиссер дает драматургу эпизодник, как в кино сказали бы расскадровку. И далее он под это пишет, уточняет диалоги. Дальше работа с художником. В этом году работа шла дольше. Мы не сразу вышли на Аню Богачеву, которая написала сценарий.

Потом возникает работа композитора. Композитор должен написать музыку к спектаклю. Еще у нас есть хореограф, который тоже должен понять, про что история, и определить, где конкретно необходимы пластические решения.
У нас пять людей в постановочной группе: художник, драматург, композитор, хореограф и художник по свету. Пять людей, которые действительно мощно воздействуют на замысел. Я часто уточняюсь у них.
ПО ДОРОГЕ СО СТРАНИЦ
За кулисами театра творятся настоящие чудеса! Здесь все запорошило снегом. Это проделки Морозко! Давай посмотрим, что там за сугробами!
ПОШИВОЧНЫЙ ЦЕХ
Пошивочный цех — место, где шьют все костюмы и декорации. Управляет им Наталья Катеренюк, менеджер по костюмам и изготовлению мягких декораций. Она то и расскажет, как создать любой наряд.

Я как руководитель и менеджер, прежде всего, должна понять замысел художника, что он хочет. Подобрать материалы. И организовать производство костюмов, мягких декораций, обуви. В подчинении у меня двадцать человек. Это не просто цеха, это экспериментальная мастерская. Кроме того есть скучная - скучная работа по составлению заявки, сметы. Это всё остается за кадром. Но это то, что делается.

Работать с художником мы начинаем заранее. Мы обмениваемся информацией, предоставляем художнику сведения о том, что есть на наших складах "неидущих" костюмов. И дело не в том, что нужно использовать только старое. Но, например, чудесный персонаж Кикимора. На ней должны быть поношенные валенки и изношенный трикотаж.

Затем художник привозит эскизы. По ним конструктор и закройщик рисуют "техничку". То уже технология. На эскизе образ, а на "техничке" — объяснение, как выполнить работу. Исходя из этого, мы делаем заявку на количество ткани. Закупаемся. И запускаем производство.
Если пройти немного дальше, то можно услышать перешептывания фей-портных. Под руководством Натальи Катеренюк они шьют костюмы. Волшебница знает, как создать наряд достойный короля и чем порадовать Кикимору
Продавцы нам часто говорят, что у них много парчи и золота. Мы предлагаем оставить их для детских садов. Наши герои не должны быть похожи на массовиков- затейников
Подбор ткани важный момент. С одной стороны, ее должно быть много. На один костюм уходит примерно пять – десять метров. В спектакле «Морозко» каждую роль исполняет четыре актера. И, соответственно, нужно сделать четыре костюма. Прежде всего, это нормы гигиены. Актер, отыграв четыре спектакля, вспотеет. Есть и особенности человеческой фактуры: один исполнитель может быть элементарно больше другого. По этим причинам нам подходят только оптовые магазины.

Плюс, материалы должны достойно выглядеть. Продавцы нам часто говорят, что у них много парчи и золота. Мы предлагаем оставить их для детских садов. Наши герои не должны быть похожи на массовиков-затейников. Еще я обращаю внимание на то, чтобы материал дышал, и актеру было в нем комфортно.


Важно и то, что в театре выполняются требования пожарной безопасности. Мы используем только современные не поддерживающие горение материалы. Или это натуральные материалы, которые обработаны специальными пропитками.

Нюансов много, поэтому в самом магазине я часто прошу не обращать на нас внимания. То, что использует как подставка в быту, в театре может стать частью спектакля и изменить свою функцию. А уж когда приезжаешь с актерами. Например, покупать им обувь или подбирать аксессуары, это отдельное представление.
Мы проводим несколько технических примерок. Они очень важны. Мастер в процессе шитья продавил рабочие моменты. И теперь художнику нужно своим взглядом осмотреть актера. Он определяет, выдерживаем ли мы пропорции, правильный ли даем объем, сохраняем ли сам образ.

Одна чудесная художница как-то сказала мне: «Я же не просто так рисую. Если у меня здесь стоят точечки, то это не просто точечки. Я думала, что здесь будут пришиты пуговички. Притом именно здесь». Подобные примерки помогают сохранять детали.

Могут и убрать какого-нибудь героя, хотя костюм для него готов. А был двадцать лет назад в моей практике случай, когда нам пришлось перешивать юбку. Костюмы были уже готовы. Я восхищалась ими! Но актрисе совершенно не шла эта юбка. Ей пришлось сделать обыкновенную прямую черную.
СТОЛЯРНО-СВАРОЧНЫЙ ЦЕХ

Олег Липовской – менеджер по изготовлению декораций и реквизита. Он то и проведет для тебя экскурсию по своим владениям.

Параллельно со мной есть такой человек – конструктор. Он получает задание от художника, который рисует спектакль, составляет совместно с ним чертежи, всю бутафорию, реквизит. Я уже с этими чертежами и зарисовками иду в свои цеха. В первую очередь работает столярно-сварочный цех. В нем делают основной крупный объем работы, каркасы. А художники с бутафорами их доделывают. Мы здесь создаем полуфабрикаты, которые потом разукрасят и превратят в красивые вещи.

Например, для спектакля «Морозко» мы делаем русскую печку и сани. Это простые декорации. Но красивые. Иногда работа бывает сложной. Тогда приходится заказывать декорации на стороне.

И взаимопонимание с художником не всегда происходит. Особенно на первых этапах тяжело было. Нарисовать это одно, а в жизнь произвести совсем другое. Случаются длительные полемики. Но я думаю не только о красоте, но и о безопасности. Материалы должны быть негорючими, масса конструкций не должна быть слишком большой.
Запахло спиленным деревом! Значит, мы приближаем к столярно-сварочному цеху. В нем работают суровые, но добрые колдуны. Олег Липовской у них главный. Он умеет делать волшебные палочки и резные сани. Создание любой декорации здесь – лишь вопрос времени.
После изготовления декораций, мои цеха не отдыхают. Сначала монтировка, установка декораций на сцене. Там присутствуют и руководят все: механики, сварщики, столяра и монтировщики. После нее до спектакля остается неделя примерно. Что-то могут попросить доделать. Конструкцию, конечно, поменять уже нельзя. Но можно перекрасить, передвинуть или убрать лишнее.

Потом ремонт декораций между спектаклями. Всегда. Представляете, в день по три – четыре спектакля. Мало какая декорация вынесет такое. Металл даже не выдерживает. Не говоря, уже о бутафорах. У тех после каждого спектакля переделки и доделки. Но многое еще и зависит от характера декораций. Если есть дверь, например, и ее постоянно используют, то чинить приходится часто. А если декорация просто стоит, то она может так и весь сезон простоять.

Но у новогодних декораций жизнь особенно короткая. Они одноразовые. Новогодняя сказка изнашивается. А декорации к ней служат месяц. А после уходят в утиль.
Осветительская рубка

Я работаю художником по свету. Помогаю воплотить в жизнь визуальный образ. Для того чтобы зритель смог всё рассмотреть, нужно хотя бы включить лампочку. У нас же не радио-спектакль. Это если говорить совсем просто. На деле, свет обеспечивает эмоциональную поддержку. Моя главная задача — помочь художнику и режиссеру раскрыться полностью. Я не солист, я хороший хорист. Я дополнительная краска, которая помогает раскрыть всю палитру.

Я включаюсь на самом раннем этапе — на этапе обсуждения. Либо чуть позже, когда режиссер и художник уже сформировали основную мысль, но какие-то моменты нужно со мной обсудить. Иногда декорацию нужно подвинуть или адаптировать для лучшей работы со светом. Для «Морозко» я просила максимально глубоко перенести задник. Спектакль рассчитан на игру света и тени. И для создания морозного кружева мы с художником меняли расположение декораций.




Стало так светло! Значит, мы попали в гости к Елене Алексеевой. Это она с лампами балуется. Хотя волшебство у нее не шуточное. Елена управляет светом и тенью. Декорирует с их помощью сцену


В каждой работе множество индивидуальных нюансов. Существуют определенные штампы. Если конкретный штамп работает в конкретном спектакле, то он используется. Например, когда герою грустно, то принято использовать холодные краски в освещении. Если ему жарко, то свет теплый. Но в какой-то истории всё может быть наоборот. Кровь может быть голубой. Это вопрос концептуального решения, которое я помогаю создать. Оно рождается из слияния множества факторов. Нужно ориентироваться на декорации, жанр, возраст аудитории.

Иногда и на премьере приходится всё менять. Но это работа. Мы ищем

Профессия художника по свету предполагает и техническую составляющую. По диплому я художник-технолог сцены. К тому же эксплуататорщик. Я забочусь о том, чтобы оборудование использовалось грамотно. Составляю смету и прошу докупать новые приборы при их необходимости.

Это еще одна специфика. Как айфоны, световое оборудование обновляется часто. Оно постоянно модернизируется. Всё модернизируется, в том числе и театральная индустрия. Сейчас немного сложно с этим, но руководство старается изыскивать средства. К нам действительно прислушиваются. Но некоторые простые приборы, те же прожекторы, мы используем по десять — двадцать лет. Пока оптика не рассыпется, пока отражатель совсем не замутнеет.








Но как бы мы не старались учесть все нюансы, после монтировки обязательно придется что-то поменять. Когда ты выходишь на площадку, у тебя уже есть какое-то решение. Без этого никак. Но обстоятельства могут поменяться. У режиссера бывает не всё готово. Мы иногда выходим, а нет финала. А от финала многое зависит. Это та самая эмоциональная составляющая, которая подводит итог. Иногда и на премьере приходится всё менять. Но это работа. Мы ищем. Сколько эскизов рисует художник, прежде чем создает полотно? Так же и мы — создаем эскизы.
Художественно-декорационный цех
Художественно-декорационный цех — это просторное помещение с высокими потолками. В нем работают над декорациями и бутафорией. Над тем наполнением сцены, которое создает атмосферу, уют или напротив состояние хаоса, разрухи.

Производство бутафории, предметов, составляющих обстановку сцены полностью осуществляется здесь. Они создают необходимые предметы из глины, гипса или же папье-маше. Художественно оформляют и стилизуют их. Иногда нужный реквизит можно найти на складе, перекрасить его и выпустить в спектакль. Но иногда приходится всё создавать с нуля.







Какое просторное и светлое помещение! И запах краски. Всё говорит о том, что мы очутились в художественно-декорационном цехе. У колдунов, обитающих здесь нет волшебных палочек. Зато есть кисти и краски. С их помощью они оживляют декорации.
После покраски декорации сушатся здесь же. Для этого и требуются пространство и хорошая вентиляция. Иногда декорации могут заполнять собой почти всё пространство цеха. А для их просушки приходится открывать окна и двери настежь, создавая сквозняк. От чего в цехе становится прохладно и даже морозно.

После уже готовые декорации монтируются на сцену. Но с этим работа художников-декараторов не прекращается. В свете прожекторов оттенки могут выглядеть иначе, концепции художника тоже могут меняться. Поэтому иногда им приходится перекашивать некоторые элементы на месте. А после спектаклей возобновлять покрытие, чтобы цвета не тускнели.


Для декораций художественно-декорационный цех — это последняя остановка перед выходном на сцену. Они уже прошли длинный путь. Сначала их придумал и нарисовал художник, затем конструктор спроектировал их чертежи, а работники столярно-сварочного цеха собрали из металла и дерева. Декорации, казалось бы, готовы, но еще безлики. Сюда-то они и направляются для приобретения красок и характеров.
Художники-декораторы работают под руководством главного художника-постановщика. Их задача — превратить полуфабрикаты в готовые декорации. Подобрать подходящие оттенки красок, текстуру. Если нужно, то нарисовать узор или орнамент. Так же они заботятся о том, чтобы краска не слезла и не облупилась, обращая внимание на техническую сторону работы.
Сцена театра
За неделю до премьеры работа всех цехов переносится на сцену. С утра до вечера они монтируют декорации, налаживают освещение и проверяют звук. Всё нужно успеть в один день, чтобы актеры могли приступить к репетиции в готовом пространстве спектакля.

Сейчас здесь собрались абсолютно все: начальник художественно-декорационного цеха, художник по свету, звукорежиссер. Под руководством режиссера они завершают свою работу. Это ответственный момент по совмещению творчества разных людей в общую гармоничную картину.

Что-то приходится менять и доделывать на месте. Работники столярно-сварочного цеха закручивают последние шурупы прямо на сцене, а художники-декораторы здесь же красят. В рубке за зрительными местами звукорежиссер проверяет аппаратуру и звучание треков. По центру зала сидит художник по свету. Наблюдает за тем, как на сцене вешаются тяжелые прожектора на рампу. По команде режиссера то поднимают, то опускают задник.


Работа на первый взгляд кажется хаотичной. Люди шумят и спорят. Но все их действия систематизированы. У каждого есть своя задача. Режиссер успевает поговорить с каждым отдельно и объяснить суть своих правок. А для лучшей связи у работников есть рации. Это необходимость: человек на сцене не сможет докричаться рубки звукорежиссера. А так все на связи со всеми.


Работа на первый взгляд кажется хаотичной. Люди шумят и спорят. Но все их действия систематизированы. У каждого есть своя задача.
По сцене ходят в сменной обуви, чтобы не испортить покрытие. А посторонним туда и вовсе вход воспрещен. Под угрозой штрафа. Но не из жадности театра, а для соблюдения техники безопасности. Аппаратура и декорации весят много. И не знающий местной кухни человек может легко получить травму.

К пяти вечера работа монтировщиков завершается.Сцена одета в белое кружево. Еще ощущается запах краски. На репетицию пришли актеры. Им предстоит освоить свежие декорации, привыкнуть к ним.

А тебе, дорогой зритель, пора занять свое место. И наконец-то увидеть спектакль, над которым несколько месяцев трудилось так много людей. Дамы и господа, убедительная просьба: отключите свои мобильные устройства. Спектакль начинается!
Сцена к спектаклю почти готова. А у Морозко есть все, что он искал. Это значит, зимнее чудо приближается! Скорее, занимай свое место в зале...
В сказке «Морозко» много героев. А на кого их них похож ты? На мудрого Морозку? Или добрую Настеньку? А может ты упрямая Марфуша? Пройди тест и узнай ответ на это вопрос.
Проект подготовили студенты ГИ НГУ направления подготовки журналистика Анастасия Федотова, Анастасия Фадеева, Ксения Кулагина и выпускник ФФ НГУ Иван Лянгасов под руководством Виктории Беленко и Евгении Шафферт.