В «Глобусе» поговорят с подростками о медузах и, конечно, о самих себе

12 сентября 2020

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

НОВОСИБИРСКИЙ молодежный театр «Глобус» готовит самую нетривиальную премьеру для своей целевой аудитории.

14 октября на малой сцене состоится первый показ спектакля «Доклад о медузах» по одноименному роману американской писательницы Али Бенджамин, живописующей путь взросления двенадцатилетней девочки Сьюзи, которая в раннем возрасте сталкивается с утратой дружбы, одиночеством, а затем — с полной изоляцией от реального мира. Режиссером и автором инсценировки выступит выпускница Новосибирского театрального института Ольга Обрезанова.

Книга «Доклад о медузах» вышла в свет в 2015 году и мгновенно стала бестселлером, по версии New York Times, завоевав попутно немало бонусов — финал одного из самых престижных литературных конкурсов США National Book Award, лидерство в списках лучших детских книг журналов TIME и Publisher’s Weekly. Перевод на 20 языков и издание в 30 странах мира. В России young adult-бестселлер появился в 2018 году благодаря издательству «Самокат», не просто выпускающему актуальное чтение для подрастающего поколения, но открывшему сегодняшним подросткам космическое пространство новейшей литературы в лучших ее образцах. Книга тут же вошла в круг чтения нескольких поколений — от, собственно, тинейджеров до продвинутых сорокалетних, однако мало кто из читателей мог бы предположить, что «Доклад о медузах» достаточно оперативно сможет стать объектом театральной реальности. Да еще и в репертуарном театре, где традиционно отдают предпочтение привычным читательскому и зрительскому уху названиям. Молодому новосибирскому режиссеру Ольге Обрезановой стереотипы в выборе литературной основы для своего будущего спектакля не писаны. Ольга искренне увлечена современной детской литературой, которая помогает взрослым возвращаться к себе, и очаровывает детей, несмотря на известное сопротивление инакомыслящих взрослых. «Подростковье» — время, когда авторитетно тебе интересны только ровесники, — рассказывает режиссер. — В этом возрасте книги, фильмы — это то, что передается друг другу так же, как сексуальные знания. С детским театром проще: можно сделать семейный просмотр. Я упираюсь в то, что в театр должны ходить семьями, а не классами. А вот с подростками классно создавать среду. Начинать необходимо с создания среды, которая потом может переходить и в спектакль. Какие-то клубы по интересам, те же книжные клубы — прекрасная, хорошо знакомая мне практика. Это очень свободная форма, где идет честное обсуждение прочитанного или увиденного. То же самое с педагогикой. Все дело в честности. Если ты что-то требуешь от подростка, ты должен дать ему в три раза больше«.

Режиссер признается, что в детстве сама не нуждалась в театре. Начала ходить по собственной воле с 15 лет, а сейчас убеждена в том, что театр дает отличную возможность сопереживать себе через сопереживание герою, что очень важно для подростков: «Театр удивителен тем, что дает некий буфер для рефлексии. Если тебе стыдно погружаться в собственные эмоции, театр дает возможность сопереживать герою. Но на самом деле мы сопереживаем себе. Для ребенка и подростка это важно. Я сейчас не говорю, что театр может кого-то учить или куда-то направлять, морализаторствовать. Театр — это не терапия, не психология. Я не люблю, когда режиссеры ставят такие цели. Чем проще и добрее твои цели — тем лучше».

В центре сюжета «Доклада о медузах» двенадцатилетняя Сьюзи. Она не верит, что ее лучшая подруга могла просто утонуть, ведь она так хорошо плавала. Нет, ее наверняка погубила редкая и опасная медуза. Шаг за шагом, как настоящий исследователь, Сьюзи ищет подтверждение своей гипотезы, а заодно постигает жизнь, смерть, чудеса вселенной и, конечно, взрослеет. «Мне очень близка главная героиня, — говорит Ольга Обрезанова. — Я люблю в людях несовершенство. Самое интересное в жизни — что-то патологичное, в чем можно копаться. Сьюзи переживает очень взрослую рефлексию. Она еще не понимает, что переходит из детства в „подростковье“. И этап взросления для нее очень тяжел. Страшно, когда ребенка пожирает чувство вины, когда он чувствует себя непонятым, ненужным. При этом он настолько сильный. Сейчас вообще очень сильные и умные дети. Сильный ребенок обычно не показывает чувств, прикрывается чем-то другим. Важно чувство тотального одиночества героини. Это очень широкая тема, которая понятна каждому. Подростки сильно одиноки. Это переживает практически каждый человек. Чувство изоляции — ключевое в книге. От него идут все остальные чувства. Однажды Сьюзи принимает решение вообще не разговаривать. Это дает нам отправную точку. „Доклад о медузах“ интересен тем, что там есть тема смерти, тема развода, много других сложных тем. Возраст 12-13 лет — самый тяжелый, как правило. Каждый ребенок будет проживать это сам. В этом и есть смысл жизни. Со своей стороны, взрослый должен быть готов к чуткости и честному разговору. Всегда и все идет из семьи».

Свой спектакль, где есть и не отпускающая интрига, и рокировка с героями и злодеями, и светлый финал, режиссер новосибирского «Доклада о медузах» ориентирует на семейную аудиторию: «Мне кажется, сейчас грань детского и взрослого театра в России начала стираться. И это прекрасно, потому что родители часто на спектаклях получают больше, чем дети. Мы не можем заставить ребенка рефлексировать и чувствовать что-то. Ему может быть интересно или неинтересно, близко или не близко, но чувственный уровень у него другой. У каждого ребенка он индивидуален несмотря на то, что есть какая-то возрастная психология. Наш спектакль — повод для разговора родителей с детьми. Для меня это важно».