Лариса Сокольникова, «Новосибирские новости»
Премьера мюзикла «Алые паруса» по
мотивам повести-феерии Александра Грина состоялась 16
марта в
молодежном академическом театре «Глобус». На
премьерный показ приехали автор музыки композитор народный артист России Максим Дунаевский и
авторы либретто, известные и
любимые детские писатели и
поэты Михаил Бартенев и
Андрей Усачев.
История появления спектакля «Алые паруса» уходит своими корнями в перестроечное время. «У Максима Дунаевского был один знакомый миллионер, у которого была 14-летняя дочь. Кроме того, что она была дочерью миллионера, она прекрасно пела и танцевала. Тогда ее отец пришел к Максиму Дунаевскому и сказал, что ему бы хотелось что-нибудь поставить на его дочь Сашеньку, — рассказал на встрече с журналистами автор либретто Андрей Усачев.
Посовещавшись, авторское трио — Дунаевский, Бартенев и Усачев — поняли, что для 14-ти лет самая удачная вещь — это «Алые паруса». «Но главное, что миллионер денег не дал, Сашенька, к сожалению, роль не исполнила, а мюзикл был написан», — подчеркнул Максим Дунаевский.
Перед созданием мюзикла «Алые паруса» авторское трио не менее 10 лет регулярно «разминалось», создавая новогодние музыкальные спектакли по заказу столичной мэрии.
«Это были полноценные часовые мюзиклы с цирком, декорациями, пением артистов с прекрасными фонограммами. Это настоящие пьесы на совершенно разные, на постановку которых тратились очень внушительные суммы», — рассказал композитор. Поэтому работа над «Алыми парусами» пошла относительно легко.
Авторы не ставили себе задачу перенести историю Грина на сцену. Кроме того, существуют стереотипы, связанные не с текстом повести, а с фильмом, где в главных ролях Лановой и Вертинская. «Мы попытались что-то выкопать у Грина, что позволило нам сделать самостоятельное музыкально-драматическое произведение, — рассказал Михаил Бартенев, — и там есть много того, что не соответствует тексту повести. Поэтому в итоге получился не Грин, а наш взгляд на него».
«Если подходить к тексту Грина объективно, то запоминаются из него только собственно алые паруса, — добавил к словам своего коллеги Андрей Усачев, — юмора там нет. Текст совершенно мелодраматический. Но сам уровень посыла очень высок. Мы взяли символ, тему. Принцев ведь в наше время осталось, ну, от силы, два. А что делать простым девушкам в такой ситуации?»
Впервые мюзикл поставили в Екатеринбурге два года назад, а неделю назад премьера прошла в пермском «Театре театров». Новосибирский спектакль — это третий вариант. Как заверил Максим Дунаевский, еще несколько российских театров подали заявки на постановку «Алых парусов».
По словам музыкального руководителя и дирижера Алексея Людмилина, такого масштабного музыкального проекта в драматическом театре «Глобус» еще не было. В частности он подчеркнул, что в спектакле в качестве действующего лица впервые задействован большой хор. «Мюзикл — это самое демократичное искусство сегодня. Оно позволяет выразить гораздо больше, чем опера, балет или драматический спектакль», — считает заслуженный деятель искусств России, музыкальный руководитель проекта и дирижер Алексей Людмилин.
«Алые паруса» в «Глобусе» поставила известный московский режиссер Нина Чусова. С «Глобусом» она сотрудничает с 2006 года. На новосибирской сцене она поставила «Женитьбу» Гоголя (2006), «Коварство и любовь» Шиллера (2011), а также участвовала в работе над спектаклем «Каштанка» Чехова (2008) в качестве художественного руководителя, сценографа и художника по костюмам.