Марина Цветаева

Марина Цветаева

Марина Ивановна Цветаева (1892–1941) – один из крупнейших русских поэтов ХХ века, прозаик, переводчик.

Родилась в московской семье профессора-искусствоведа И. В. Цветаева и пианистки М. А. Мейн. В детстве Цветаева подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии; перерывы в гимназическом образовании восполнялись учебой в пансионах в Лозанне и Фрейбурге. Свободно владела французским и немецким языками. В 1909 г.  слушала курс французской литературы в Сорбонне.

Начало литературной деятельности Цветаевой связано с кругом московских символистов; она знакомится с В. Я. Брюсовым, оказавшим значительное влияние на ее раннюю поэзию, с поэтом Эллисом (Л. Л. Кобылинским), участвует в деятельности кружков и студий при издательстве «Мусагет». Не менее существенное воздействие оказали поэтический и художественный мир дома М. А. Волошина в Крыму (Цветаева часто гостила в Коктебеле). Первые книги стихов – «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), первые поэмы – «Чародей» (1914), «На красном коне» (1921). В следующих книгах «Версты» (1921–1922) и «Ремесло» (1923) уже  обнаруживается творческая зрелость Цветаевой.

Характерные для лирики Цветаевой романтические мотивы отверженности, бездомности, сочувствия гонимым подкрепляются реальными обстоятельствами жизни поэтессы. В 1918–1922 гг. вместе с малолетними детьми она находится в революционной Москве, в то время как ее муж С. Я. Эфрон сражается в белой армии (стихи 1917–1921 гг., цикл «Лебединый стан»). С 1922 г. начинается эмигрантское существование Цветаевой (кратковременное пребывание в Берлине, три года в Праге, с 1925 г. – Париж). Лучшие  поэтические произведения эмигрантского периода: последний прижизненный сборник стихов «После России» (1922–1925, 1928); «Поэма горы», «Поэма конца» (обе 1926); лирическая сатира «Крысолов» (1925–1926); трагедия «Ариадна» (1927); поэтический цикл «Стихи к Чехии» (1938–1939, при жизни не публиковался) и др.

В отличие от стихов, не получивших в эмигрантской среде признания, успехом пользовалась ее проза, охотно принимавшаяся издателями и занявшая основное место в ее творчестве 1930-х гг.: «Мой Пушкин» (1937), «Мать и музыка» (1935), «Дом у Старого Пимена» (1934), «Повесть о Сонечке» (1938), воспоминания о М. Волошине («Живое о живом», 1933), М. Кузмине («Нездешний ветер», 1936), А. Белом («Пленный дух», 1934) и др.             

В 1937 г. Сергей Эфрон, ради возвращения в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшись замешанным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Летом 1939 г. вслед за мужем и дочерью Ариадной (Алей) возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). В том же году дочь и муж были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941 г., Ариадна после пятнадцати лет репрессий была в 1955 г. реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи не печатались. Оказавшись в начале войны в эвакуации в г. Елабуге, безуспешно пыталась получить поддержку со стороны писателей.

31 августа 1941 г. покончила жизнь самоубийством.

Спектакли прошлых лет

Повесть о Сонечке
Марина Цветаева, 2001