Александр Кузнецов

заслуженный артист России
Александр Кузнецов

Александр Сергеевич Кузнецов (1936–2014) – ведущий актер Новосибирского театра юного зрителя – Академического молодежного театра «Глобус» с 1970 по 2014 год.

Окончил ГИТИС имени Луначарского в 1959 году. После института работал в нескольких театрах: Саратовском тюзе, Рязанском тюзе, Московском Центральном детском театре, Калужском областном драматическом театре имени Луначарского, Читинском областном драматическом театре, Новосибирском академическом театре «Красный факел». В 1986 году за творческие достижения Александру Кузнецову было присвоено почетное звание «Залуженный артист России».

Александр Сергеевич Кузнецов – опытный мастер высокой сценической культуры, стремящийся к углубленному анализу создаваемых им образов и к индивидуальному подбору выразительных средств. Его творческий путь – замечательный пример истинного преданного служения высокому искусству, профессионального, нравственного и личностного ориентира для молодого поколения артистов.

Этот талантливый педагог (совместно с супругой, заслуженной артисткой России Тамарой Исмаиловной Кочержинской) долгие годы вел активную преподавательскую деятельность на кафедре актерского мастерства и режиссуры в Новосибирском государственном театральном институте (ранее – училище). Многие из выпускников Кузнецова работают в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России.

Работы артиста в театре «Глобус» не раз отмечались в положительных отзывах театральных критиков. Среди них: Городничий («Ревизор» Н. Гоголя), Сэр Тоби («Двенадцатая ночь» У. Шекспира), Борис Тимофеевич («Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова), Херб («Мое место в кино» Н. Саймона), Динас («Тристан и Изольда» А. Бруштейн), Следователь («Привет, Швейк!» Я. Гашека), Яков («А ля фуршет со святой водой» И. Брода), Курт Дюссандер («Призвание – убийца» И. Муренко, С. Кинга) и др.

С самого начала работы в театре Александр Кузнецов участвовал во многих спектаклях, адресованных юному зрителю. Несколько поколений любили его в образах героев детских постановок: Гудвин («Волшебник Изумрудного города» А. Волкова), Де Тревиль («Три мушкетера» А. Дюма), Макферсон («Остров капитана Блада» В. Вербина, М. Мишина), Билли Бонс («Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона) и др.  

Александр Кузнецов, заслуженный артист России, о театре, Чехове и классике

«Театр – это веселое дело, которым нужно заниматься серьезно – с радостью, с полной отдачей. В тюзе всегда самый трудный период – средний возраст. Молодежь играет школьников, героев. Я в молодости переиграл всех героев, начиная от Олега Кошевого, кончая Александром Матросовым: то на амбразуру падал, то на казнь меня вели. И Володю Ульянова играл в пьесе „Семья”. А в более зрелом возрасте переиграл отцов и учителей. Все смеялись над моим репертуарным листом: Папа Тани, Папа Оли, Папа Даши, Папа Саши…»

«Когда-то моей любимой ролью был Федотик в „Трех сестрах”. Это была моя первая работа в театре. Самое интересное, всю жизнь мечтал играть Чехова, а получилось так, что на заре туманной юности сыграл самого юного героя Чехова – Федотика, а уж в конце сыграл самого старого – Фирса. Что и говорить – летят годы… И чем дальше, тем острее чувствуешь: это не сыграно, и это не сыграно… И что особенно обидно, что никогда уже не сыграешь. А ведь мне кажется, я знаю, как играть Треплева…»

«Классика – это школа для актера. Мой педагог И. Е. Раевский говорил: „Я считаю, что если актер может сыграть Чехова, то остальное все уже проще”. Поэтому мы с Тамарой Исмаиловной со своим курсом в театральном училище много работаем над Чеховым».

Вениамин Фильштинский, заслуженный деятель искусств России, театральный режиссер, педагог: «Я благодарен Александру Сергеевичу за многое, но главное – за сочетание профессиональности и неугасшего творческого волнения, творческого нерва, за то, что он, посеребренный временем, остается театральным романтиком. Мы не сразу сошлись с ним в своих профессиональных взглядах и привычках. Но, как я давно замечаю, творческая борьба режиссера с актером – явление нормальное. Когда двое карабкаются на вершину по неизвестным кручам, срываются, падают, но снова карабкаются, поддерживая друг друга, это правильно».

Светлана Дроздович, театровед: «Облик актера всегда зависит от времени. Однако у Александра Кузнецова есть какая-то тайна запасников, в которых хранится не только профессиональный человеческий опыт, но волшебное средство оставаться самим собой, узнаваемым и неожиданным, сильным и мягким, веселым и серьезным. Какие лица и лики пополнят эту коллекцию – известно одной судьбе. Но и свидетелям многолетней жизни на сцене – тоже, потому что уже так много сказано». 

Спектакли прошлых лет

Беда от нежного сердца
Злотников Василий Петрович, богатый промышленник
Бульвар Преступлений
Граф де Пийеман
Вишневый сад
Фирс, лакей, старик, 87 лет
Дама с камелиями
Граф де Жире
Две маленькие трагедии
«Русалка» / Мельник
Деревья умирают стоя
Сеньор Бальбоа
Дядя Ваня
Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор
Игра в джин
Версия первая «Осень» / Веллер Мартин
Конек-Горбунок
Народные сцены
Лес
Уар Кирилыч Бодаев, богатый сосед Гурмыжской
НЭП
Нарком
Скупой
Ансельм
Театральный роман
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи
Три толстяка
Гувернер-доктор