«Перформанс — чувственное наслаждение»: прямая речь Анны Абалихиной и Ивана Естегнеева

5 декабря 2019

Друзья! 4 декабря 2019 года в рамках театральной гастрольной программы XIII Международного Рождественского фестиваля искусств прошел танцевальный перформанс «Спящая красавица». На сцене малого зала театра «Красный факел» блистали два выдающихся хореографа и перформера Анна Абалихина и Иван Естегнеев. Совместный проект двух ведущих российских хореографов con­tempo­rary dan­ce, Арт-площадки «СТАНЦИЯ» (Кострома) и московского «Гоголь-центра» удостоен шести номинаций главной театральной премии страны — «Золотая Маска — 2020», в том числе за лучший спектакль в жанре современного танца. Перед показом Анна и Иван пообщались с журналистами, к вашему вниманию — фрагменты их прямой речи.

Об идее

Анна Абалихина: «Этот сюжет будоражил давно, мы думали о проекте года три. Все началось с того, что я родила дочь. С какого-то возраста начинаешь читать книжки и вдруг обнаруживаешь, что все сказки, на которых мы выросли и которые так любим, оказываются не актуальны и перестают отвечать современному времени. Это довольно таки интересная тема для исследования. Отправная точка для перформанса. Современное искусство — не музейное, оно отвечает времени. Мы не пошли в форму, предложенную хореографом двести лет назад. Мы существуем по другим законам. Это позволяет чувственной сфере быть более открытой. Для меня перформанс — чувственное наслаждение. Я его очень люблю».

О коллаборации

Иван Естегнеев: «Площадка „СТАНЦИЯ“ находится в Костроме, я являюсь художественным руководителем этого пространства. У нас есть программа под названием „Резиденция современного танца и современного театра“, в течение года по конкурсу мы проводим до десяти разных проектов. Наш перформанс — один из таких проектов, сначала мы встречались в Костроме, потом в „Гоголь-центре“ шли репетиции. Сначала мы показали его в родном городе, на фестивале „Диверсия“, а с февраля текущего года играем на московской сцене. То есть проект не является продукцией театра. Но для нас важно, что в театре мы окружены определенными подпорками, чтобы сделать выпуск. При этом каждая площадка имеет свой формат зрителя, в этом смысле центр — благодатное место для представления современного танца».

О личном опыте

Анна Абалихина: «Наш проект строится вокруг одного образа — принцессы, ожидающей принца на белом коне, который спасет или пробудит ее. Этот романтический перфекционизм, с которым очень трудно существовать в нынешнем времени, довольно травмирующий опыт, на мой взгляд. Наш спектакль совсем не детский, это надо понимать: травматичный опыт взрослого человека, который в сорок лет вдруг осознает, что достиг экватора жизни. В этот период ты делаешь оценки и что-то осмысляешь. Конечно, это очень личная работа, я там много прорабатываю».

О новой коммуникации

Иван Естегнеев: «В проекте мы балансируем между театром и танцевальным перформансом. Мы столкнулись с запросом драматического театра, который нуждается в новом способе коммуникации с артистом. Хореограф сегодня — не тот человек, который ставит танцы. Мы занимаемся работой с актерами, а не просто движения ставим. Тело становится свободнее в жизни, свободнее на сцене. Так как это ключевой инструмент, ведь можно сделать спектакль без света, звука, костюма, текста, но очень сложно выбросить артиста, его аутентичность, телесность, физический язык. Это некая тенденция времени, потому что запрос на телесность сильно изменился, и театр находит в этом отражение».

О дуэте

Анна Абалихина: «Каждый перформанс разный. Он ценен этим для меня. Мы с Иваном и исполнители, и авторы, мы внутри репетиций и спектакля можем быть более свободны в интерпретации и коммуникации между собой. Мы работаем вместе довольно давно и в смысле исполнительского дуэта чувствуем себя свободно и слаженно. Нет технических ограничений между нами в пространстве и времени».