К 75-летию Великой Победы: проект «Матрица войны в опыте поколений новосибирцев»

28 марта
Друзья! В сентябре 2020 года театр «Глобус» реализует проект «Матрица войны в опыте поколений новосибирцев», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. Проект включает: премьеру документального спектакля «Танго морген, танго пли» по пьесе Екатерины Бондаренко при участии Андрея Иванова, режиссер Анастасия Патлай; лекцию «Концепции постпамяти, посттравмы и постколониальной теории как дискурсивная матрица спектаклей о прошлом», лектор Алена Карась; лабораторию «Хореография памяти», куратор Татьяна Чижикова. Возрастная категория проекта — 16+.

Документальный спектакль «Танго морген, танго пли»

Драматурги Екатерина Бондаренко, Андрей Иванов; режиссер Анастасия Патлай

Премьера 24, 25 сентября, начало в 18:30, малая сцена

Работа над премьерой началась в октябре 2019 года. Тогда «Глобус» пригласил новосибирцев поделиться своими семейными историями, связанными с Новосибирском в годы Великой Отечественной войны. Режиссер спектаклей в Театре.doc, куратор лабораторий, работающих с документальными материалами, Анастасия Патлай и драматург театра и кино Андрей Иванов в течение недели общались с жителями города, в режиме нон-стоп встречались с работниками музеев, собиравшими когда-то интервью ветеранов. Создателей спектакля интересовала не столько официальная история, сколько личные истории тех, кто трудился и жил в Новосибирске в годы войны, повседневность тыла. В музее Дзержинского района предоставили письма призванного в Красную армию жителя Новосибирска Василия Ноготкова к его жене Лизе. Это стало сквозной драматургической линией. Так рождалась пьеса. В текст также вошли истории, рассказанные актерами «Глобуса».

Анастасия Патлай о проекте

Лаборатория «Хореография памяти»

Куратор Татьяна Чижикова, танцевальный художник, хореограф, преподаватель современного танца

21 сентября, начало в 18:00, спецпомещение

Вход свободный, по предварительной регистрации

Проведение лаборатории «Хореография памяти» базируется на теории и практике документальной хореографии. Впервые лаборатория по документальной хореографии была проведена в рамках лаборатории «Археология памяти» в Сахаровском центре, куратор Анастасия Патлай. В среде теоретиков танца такого термина нет. Документальная хореография — это возможность для хореографов работать в танце с документом, а для драматургов — расширить понятие самого документа, включив туда тело, жест, вызвав к жизни память тела, которая подчас может заполнить лакуны семейной и личной истории.

В проекте примут участие двадцать человек, включая артистов труппы и студии пластики театра «Глобус». Также к участию в лаборатории приглашаются десять человек, желающих проработать семейную память, связанную с войной. Специальную хореографическую подготовку иметь не обязательно, при этом серьезных двигательных ограничений у участников быть не должно. Участники должны быть готовы к трехдневной лабораторной работе, финалом которой станет показ на зрителя. Участие в лаборатории бесплатное.

Заявку на участие можно подать на электронный адрес: pr-otdel@globus-nsk.ru. В ней необходимо указать Ф.И.О., возраст, профессию или образовательное учреждение; рассказать (в свободной форме) о том, почему участие в лаборатории является важным.

Лекция «Концепции постпамяти, посттравмы и постколониальной теории как дискурсивная матрица спектаклей о прошлом»

Лектор Алена Карась, театральный критик, доцент кафедры истории театра России Российского института театрального искусства (ГИТИС), эксперт Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» и Международного театрального фестиваля им. А. П. Чехова, автор и ведущая проектов «По ту сторону», «GoGol.live» и других

22 сентября, начало в 19:00, гостевая комната

Вход свободный, по предварительной регистрации

Каким образом инструментарий исследований театра и перформанса воспринимается современными подходами к изучению прошлого? Какие понятия и подходы оказываются наиболее востребованными для исследования работы с прошлым в театре?

Рубеж первого и второго десятилетий ХХI века отмечен обостренным интересом российского театра к национальному прошлому и попытками понять, как оно связано с настоящим. Эти попытки существенно отличаются от мышления и языка спектаклей на исторические темы в недавнем российском или советском театре. Какую роль в этом процессе играли актуальный политический контекст, влияние сходных тенденций в западном театре и личные усилия теоретиков? В рамках лекции память о Большом терроре и трагические страницы в жизни национальных культур будут рассмотрены как главные сюжеты в исторической театральной рефлексии. Будут также проанализированы тенденция движения театра последних лет в сторону от драматических событий ХХ века и способы театральной проблематизации российского дореволюционного прошлого.