Золотой круговорот

18 апреля 2013

Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»

...Каждый год одно и то же! В эту апрельскую ночь я, честное слово, тревожно сплю и утром сразу после звонка будильника бегу к компьютеру, чтобы открыть сайт театральной премии «Золотая маска» — ну, как там наши?
И, признаться, никогда, как и сотни таких же зрителей-болельщиков, в своих ожиданиях не обманываюсь: хоть одна «Маска» или специальный приз, не говоря о дипломах, бережно упакованных в ручную кладь, вот уже пятнадцатый год подряд летят в Новосибирск.
На этот раз их две — победные «Золотые маски». В номинации «Оперетта-мюзикл/работа дирижера» награжден Алексей Людмилин — музыкальный руководитель постановки и дирижер мюзикла «Алые паруса» в новосибирском «Глобусе». Второй «Маски» как лучший режиссер в драме удостоен Марат Гацалов, поставивший также в «Глобусе» сложнейшую пьесу американского драматурга Летса «Август: графство Осейдж».
А интрига нынче на «Маске» была замешана круче некуда! Особенно в жанре мюзикла. С «Алыми парусами», кроме также новосибирского, прекрасного во всех отношениях спектакля театра музкомедии «12 стульев», соперничали не то чтобы бесспорные претенденты, но в определенном смысле тяжеловесы. Это те же «Алые паруса» в постановке бывшего пермского министра культуры Бориса Мильграма и признанный лучшим спектаклем «Бал вампиров» из Санкт-Петербурга. Основанный на голливудском триллере «Бесстрашные убийцы вампиров» конца 90-х и аннотированный на фестивале таким образом: «На „Бал вампиров“... зрителям со слабыми нервами лучше не ходить. Вы не сможете устоять против энергии темных сил и очаровательной магии зла...» Остается иронизировать: вот жюри, значит, и не устояло...
Что ж, мнение судей в творческих состязаниях не принято оспаривать, остается только сожалеть — наград у новосибирцев могло быть больше.
Но я вспоминаю тот драйв, которым накануне премьер будущих спектаклей-номинантов (тогда об этом, конечно, никто не знал!) и в «Глобусе», и в музкомедии жили постановщики и актеры, а затем и восторг от встречи с их искусством зрителей и понимаю: все произошло и все состоялось! Вспоминаю и слова мудрого Алексея Анатольевича Людмилина из интервью, которое он давал мне перед выходом «Алых парусов»: «Бог с ними, с критиками, я всегда считал и считаю — надо работать для зрителя. А не для наград, что сейчас стало стилем жизни некоторых театров...»
А и то, «Масками» сочтемся: в золотых копилках соискателей этого года — «Глобуса» и театра музкомедии — их в сумме больше десятка!