Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Воспитание чувств

17 Февраля 2020

Кристина Матвиенко, Flyingcritic.ru

Спектакль Евгения Маленчева в «Глобусе» по пьесе поэта и драматурга Даны Сидерос — такой свежий и честный урок терпимости, что учиться совсем не противно.

Пьеса Даны Сидерос, по роду занятий еще создающей графику для детских и взрослых книжек, была в лонг-листе «Дебюта», шорт-листе «Евразии» и «Кульминации» и наконец попала в лауреаты «Маленькой Ремарки» 2018 года. В «Глобусе» она прижилась со времен лаборатории, которую проводили здесь вместе с детьми; дети-то и проголосовали за продолжение жизни пьесы. На эскизе пьесы во время уфимской «Ремарки» стало ясно, что у прямодушного высказывания Сидерос есть энергия и сила убеждения из разряда «как быть хорошим». Весь строй отлично сделанного спектакля Евгения Маленчева подтверждает это редкое качество текста, в сюжетных ходах которого много от безотказно работающих схем школьных историй-многоугольников, рассказанных, однако, так, что их безотказность становится оружием, а не препятствием в руках компании молодых артистов «Глобуса».

Евгений Маленчев, оказывается, учился (до магистратуры Виктора Рыжакова и «Школы театрального лидера» в Центре Мейерхольда) у ярославского педагога Александра Кузина, мастера воспитывать в своих студентах вкус к этюдному дыханию жизни и ситуации, а не жестким формам. Вот и в новосибирском спектакле найдено и разработано замечательное качество — быть реактивным здесь и сейчас.

Пьесу режиссер снабдил текстами производства самих актеров: швы между написанным драматургом и порожденным в ходе репетиций незаметны и размыкают коридор между персонажем и реальным человеком, который, будучи старше своего героя-старшеклассника, получает личные ключи к ощущению мира, свойственному юношескому сознанию. Это не док-театр и не док-пьеса, но инструмент для самочувствия: добавляя сочиненные шутки и реплики своим персонажам, и режиссер, и артисты сокращают дорогу от себя к героям пьесы про школьников.

Игровой, при этом — функциональной и реалистической средой, в которой разворачивается история адаптации «чужих», приехавших в образцовый класс продвинутой гимназии, художник Анастасия Бугаева сделала спортзал — с «конем», кольцами, шведскими стенками и столом для настольного тенниса. Главному красавчику и забияке Семену (Александр Липовский) в качестве «снаряда» для игры предоставлено баскетбольное кольцо, с которым актер отлично и азартно справляется. Просторный спортзал Бугаевой, ученицы Олега Шейнциса, точно, красиво сконструирован и построен: зрители, высаженные на станок посреди планшета сцены, оказываются лицом к лицу с живым, подсвеченным в соответствии с временем суток Нареком Туманяном, пространством. Все это — такой немножко «немецкий» театр, качественно исполненный и хорошо обжитый актерами.

Есть в спектакле «Глобуса» еще один очень органичный компонент: работа новосибирского хореографа и перформансиста Андрея Короленко, который разработал движенческую партитуру бытовых и спортивных движений. В моменты ключевых «зависаний» история переводится в пластическую композицию из распростертых в длинных прыжках девочек и подвисающих на кольцах мальчиков, которые пересекают спортзал по ширине, останавливая на мгновение время.

Течение истории о том, как братья Миша и Костя (Алексей Корнев и Андрей Вольф), один из которых не желает говорить, а пользуется вместо этого языком тактильных жестов, изменили жизнь хорошего, но не дружного класса, прерываются кусками сочинений. Написать эссе про то, что такое зло и нужно ли ему сопротивляться, своим подопечным задает на дом учительница русского (Марина Кондратьева). В ответ получает целый ворох эгоистичных ответов на этот, в общем, неразрешимый вопрос. Прошивающие спектакль сочинения школьников — указание на то, что за каждым из героев потенциально стоит конкретная персона, и ею может быть одноклассник, приятель, сын или дочь того, кто сидит сейчас в зале. При этом стиль сочинений тоже многое говорит об авторах, которые стараются, но не всегда могут быть равными самим себе. Не зря умная и демократичная учительница требует избегать клише и обобщений. Быть искренним — трудно.

«Всем кого касается» — история про путь к такому себе, который не боится контакта со странным «другим» и готов, как Рита, сестра Семена, отлично сыгранная подвижной и обаятельной Ариной Литвиненко, жить и действовать по велению интуиции и сердца, а не поведенческих форматов и предрассудков. Или — как элегантная учительница русского, которая ушла от своего мужа, смешного и при этом авторитарного директора гимназии (Александр Петров со вкусом валяет дурака в этой роли) и в которую не зря влюбляется Семен. В финале весь класс, включая самого вредного, начинают пробовать изобретенный братом Костей язык жестов, и это — безусловная победа над злом. Можно было б сказать, что в спектакле идет борьба хорошего с лучшим. Но, слава богу, имеющийся и в пьесе, и на сцене — в балансе между игрой и реальностью — запас тревожности оставляет правильное чувство, что все не до конца благополучно.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272