Воспитание чувств

17 февраля

Кристина Матвиенко, Flyingcritic.ru

Спектакль Евгения Маленчева в «Глобусе» по пьесе поэта и драматурга Даны Сидерос — такой свежий и честный урок терпимости, что учиться совсем не противно.

Пьеса Даны Сидерос, по роду занятий еще создающей графику для детских и взрослых книжек, была в лонг-листе «Дебюта», шорт-листе «Евразии» и «Кульминации» и наконец попала в лауреаты «Маленькой Ремарки» 2018 года. В «Глобусе» она прижилась со времен лаборатории, которую проводили здесь вместе с детьми; дети-то и проголосовали за продолжение жизни пьесы. На эскизе пьесы во время уфимской «Ремарки» стало ясно, что у прямодушного высказывания Сидерос есть энергия и сила убеждения из разряда «как быть хорошим». Весь строй отлично сделанного спектакля Евгения Маленчева подтверждает это редкое качество текста, в сюжетных ходах которого много от безотказно работающих схем школьных историй-многоугольников, рассказанных, однако, так, что их безотказность становится оружием, а не препятствием в руках компании молодых артистов «Глобуса».

Евгений Маленчев, оказывается, учился (до магистратуры Виктора Рыжакова и «Школы театрального лидера» в Центре Мейерхольда) у ярославского педагога Александра Кузина, мастера воспитывать в своих студентах вкус к этюдному дыханию жизни и ситуации, а не жестким формам. Вот и в новосибирском спектакле найдено и разработано замечательное качество — быть реактивным здесь и сейчас.

Пьесу режиссер снабдил текстами производства самих актеров: швы между написанным драматургом и порожденным в ходе репетиций незаметны и размыкают коридор между персонажем и реальным человеком, который, будучи старше своего героя-старшеклассника, получает личные ключи к ощущению мира, свойственному юношескому сознанию. Это не док-театр и не док-пьеса, но инструмент для самочувствия: добавляя сочиненные шутки и реплики своим персонажам, и режиссер, и артисты сокращают дорогу от себя к героям пьесы про школьников.

Игровой, при этом — функциональной и реалистической средой, в которой разворачивается история адаптации «чужих», приехавших в образцовый класс продвинутой гимназии, художник Анастасия Бугаева сделала спортзал — с «конем», кольцами, шведскими стенками и столом для настольного тенниса. Главному красавчику и забияке Семену (Александр Липовский) в качестве «снаряда» для игры предоставлено баскетбольное кольцо, с которым актер отлично и азартно справляется. Просторный спортзал Бугаевой, ученицы Олега Шейнциса, точно, красиво сконструирован и построен: зрители, высаженные на станок посреди планшета сцены, оказываются лицом к лицу с живым, подсвеченным в соответствии с временем суток Нареком Туманяном, пространством. Все это — такой немножко «немецкий» театр, качественно исполненный и хорошо обжитый актерами.

Есть в спектакле «Глобуса» еще один очень органичный компонент: работа новосибирского хореографа и перформансиста Андрея Короленко, который разработал движенческую партитуру бытовых и спортивных движений. В моменты ключевых «зависаний» история переводится в пластическую композицию из распростертых в длинных прыжках девочек и подвисающих на кольцах мальчиков, которые пересекают спортзал по ширине, останавливая на мгновение время.

Течение истории о том, как братья Миша и Костя (Алексей Корнев и Андрей Вольф), один из которых не желает говорить, а пользуется вместо этого языком тактильных жестов, изменили жизнь хорошего, но не дружного класса, прерываются кусками сочинений. Написать эссе про то, что такое зло и нужно ли ему сопротивляться, своим подопечным задает на дом учительница русского (Марина Кондратьева). В ответ получает целый ворох эгоистичных ответов на этот, в общем, неразрешимый вопрос. Прошивающие спектакль сочинения школьников — указание на то, что за каждым из героев потенциально стоит конкретная персона, и ею может быть одноклассник, приятель, сын или дочь того, кто сидит сейчас в зале. При этом стиль сочинений тоже многое говорит об авторах, которые стараются, но не всегда могут быть равными самим себе. Не зря умная и демократичная учительница требует избегать клише и обобщений. Быть искренним — трудно.

«Всем кого касается» — история про путь к такому себе, который не боится контакта со странным «другим» и готов, как Рита, сестра Семена, отлично сыгранная подвижной и обаятельной Ариной Литвиненко, жить и действовать по велению интуиции и сердца, а не поведенческих форматов и предрассудков. Или — как элегантная учительница русского, которая ушла от своего мужа, смешного и при этом авторитарного директора гимназии (Александр Петров со вкусом валяет дурака в этой роли) и в которую не зря влюбляется Семен. В финале весь класс, включая самого вредного, начинают пробовать изобретенный братом Костей язык жестов, и это — безусловная победа над злом. Можно было б сказать, что в спектакле идет борьба хорошего с лучшим. Но, слава богу, имеющийся и в пьесе, и на сцене — в балансе между игрой и реальностью — запас тревожности оставляет правильное чувство, что все не до конца благополучно.