Восемь новосибирских спектаклей о сильных женщинах: подборка Тайги.инфо к 8 марта

6 марта 2019

Олег Циплаков, «Тайга.инфо»

Сто с лишним лет назад Международный женский день возник как символ эмансипации женщин: в этот день они выходили на мирные митинги, чтобы заявить о своих правах. Тайга.инфо подготовила подборку из восьми новосибирских спектаклей, которые напоминают, что 8 марта — это знак стремления к гендерному равноправию и преодолению сексизма.

«Гедда Габлер» («Красный факел»)

Пьесе Ибсена о строптивой девушке, попавшей в среду тотального мещанства и конформизма, уже больше ста лет, однако режиссер Тимофей Кулябин расставил в ней новые акценты: его Гедда Габлер в исполнении Дарьи Емельяновой слушает на всю катушку Эминема, живет в хай-тек квартире, сверху донизу обставленной мебелью из IKEA. Неизменно одно: в минуты тягостных сомнений Гедда всё так же стреляет из своих любимых пистолетов, расхаживая в нижнем белье.

«She Will» («Синестетика»)

Четыре девушки не словом, а телом высказываются о своих правах и чувствах. На постановку пластического спектакля «She Will» режиссера Андрея Короленко «вдохновило» принятие закона о декриминализации побоев в семье. При этом спектакль о борьбе с гендерным неравенством создан без тоталитарной иерархии «режиссер — исполнитель»: каждая из участниц принимала непосредственное участие при создании как смысловой, так и хореографической части спектакля.

«Зулейха открывает глаза» («Старый дом»)

Бестселлер Гузель Яхиной на сцене самого прогрессивного театра города. История о татарской крестьянке, которой не повезло жить в 1930-е годы в СССР: после расстрела мужа и раскулачивания Зулейху отправляют в ссылку в Сибирь, где она борется не только за свои права, но и, в первую очередь, за выживание.

«Лисистрата» («Глобус»)

«Лисистрата» — античная комедия, в которой женщины, не имеющие в Древнем Риме даже права голоса, останавливают войну посредством сексуального бойкота. Режиссер Олег Липовецкий поставил почти фарсовый по манере спектакль по канонической греческой пьесе Аристофана: добавил постмодернистских аллюзий на «Звездные войны», «Безумного Макса», а также современной музыку. Однако за внешней фривольностью в спектакле про женский бунт присутствуют конкретный антимилитаристский месседж и феминистский подтекст.

«Blondi» («Первый театр»)

Бетонный бункер — «полтора на полтора на полтора метра». В этом тесном пространстве существуют четыре то ли женщины, то ли щенка, которые то ли обожают, то ли ненавидят друг друга, то ли хотящие выйти на волю, то ли ее боящиеся. К метафоричному спектаклю Сергея Чехова сложно подобрать даже общее описание, но очевидно одно: «Блонди» — это важная рефлексия на тему существования в состояние тесноты и внутренней несвободы.

«Аккомпаниаторша» («lab4dram»)

История о таланте и амбициях, самоедстве и самооценке — с фирменными для каждого спектакля Мастерской Крикливого и Панькова камерностью и искренностью. И еще о том, как важно любить — хотя бы себя.

«Русский роман» («Глобус»)

Узкая и оттого редко проговариваемая тема: каково это — быть женой гения? Главная героиня спектакля Марата Гацалова — Софья Толстая, жена Льва Николаевича, которая мечется между сохранением собственного «я» и беспрекословной угодой мужу, ставшим классиком еще при жизни. Помимо выдающейся актерской игры Людмилы Трошиной, исполнившей роль Толстой, «Русский роман» приправлен психоделическим видеоартом и грандиозной музыкой Сергея Невского.

«Дом Бернарды Альбы» («Красный факел»)

Один из самых визуально выточенных спектаклей города рассказывает о пяти сестрах, живущих в атмосфере тотальной тирании собственной матери. Но при этом сестры не унывают: красиво двигаются, принимают изящные позы и борются за право на свободу и любовь.