Вчера в Новосибирском театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «Гроза» в постановке московского режиссера Олега Юмова

24 ноября 2011
Юлия Катковская, TINEWS.ru

Кажется, в современном театре назревает тенденция — адаптировать классику к нынешним реалиям; хорошо это или плохо — сложно сказать однозначно. Осовремененный текст А.Н. Островского вызвал очень разные эмоции: какие-то современные словесные вкрапления довольно органично вписались в спектакль, какие-то все-таки пока еще режут слух. Возможно, это было придумано не столько для того чтобы сделать спектакль интересным для сегодняшнего зрителя, скорее — это всё было направлено на то, чтобы показать историю вне времени. Ведь события, которые происходят в пьесе, могли бы произойти в каком угодно месте и в какую угодно эпоху. Поэтому, очевидно, и в костюмах актеров царил некий «эпохальный хаос» — смешение веков и модных тенденций. Так, например, Кабаниха в своем наряде напоминала дам 20-30х годов, а Тихон и вовсе по стилю был близок современному мажору. Интересно была выделена с помощью костюма Катерина — «луч света в темном царстве»: на фоне одетых в темные (серые и черные) тона героев она, наряженная в кремового цвета костюм, выделялась светлым пятном. Возможно, этот художественный прием был призван показать и то, что Катерина, по сути, является белой вороной среди того общества, в котором ей приходится существовать.
Хотелось бы отметить еще и очень оригинальное оформление сцены: во-первых, интересно то, что на протяжении спектакля не менялись декорации; сцена, выстроенная как пирс, исполняла несколько ролей (помимо своей основной) — она служила и улицей, и комнатой, и местом свиданий. Кроме того, спектакль не обошли стороной и мультимедийные новшества: на заднем плане был расположен огромный экран, на котором сгущались тучи и сверкали молнии — спецэффект, достойный блокбастера.
Еще одна интересная режиссерская находка — хор, который сопровождает все действие спектакля: девушки в серой одежде, напоминающие сначала волны Волги, затем ветер и тучи, а потом и вовсе кого-то вроде утопленниц, принимающих Катю в свой круг в заключительной сцене спектакля.
Что касается актерской игры, то здесь впечатлил актер Александр Варавин (заслуженный артист России), который неожиданно предстал перед зрителями в образе старухи — пророчицы. Интересен здесь был момент «разоблачения» актеров — о том, что старуху играет именно Варавин, узнать удалось только после того, как он снял парик в одной из последних сцен спектакля; точно так же неожиданно открылась и Светлана Галкина, снявшая черный парик во время монолога Кабанихи. В «Грозе» актриса в очередной раз подтвердила, что ей «по зубам» абсолютно любой образ. Порадовал и Лаврентий Сорокин (в чьем таланте тоже, в общем-то, и раньше не было сомнений), очень тонко сумевший воплотить многогранный образ Савела Прокофьевича Дикого. Сначала он предстает перед нами как властный купец, а потом как простой смертный, которому не чужды человеческие чувства и проблемы. Здесь надо отдать должное актеру — что он сумел воплотить образ пьяного человека очень тонко, не сбиваясь на фарс.
Утонченная Екатерина Аникина как нельзя лучше подошла на роль Катерины Кабановой, а вот Тихон и Борис Григорьевич (которых сыграли Денис Васьков и Александр Петров) оставили все-таки некоторые сомнения — показалось, что молодость актеров не дала им до конца прочувствовать образы. Равнодушие, которое в какой-то степени, наверное, присутствовало в этих героях, здесь выступило на первый план, в последней сцене Борис Григорьевич почему-то напомнил циничного карамзинского Эраста.
Как всегда впечатлила темпераментная и энергичная Нина Квасова, сыгравшая в спектакле Варвару — сестру Тихона.
В целом, спектакль оставил впечатление очень положительное; неправильным было бы сказать, что это новое прочтение «Грозы», новаторство касалось, скорее, плана выражения, чем плана содержания, но все-таки свежий режиссерский взгляд присутствовал, и это приятно.