В «Глобусе» поставили пьесу, созданную при помощи диктофона

5 октября 2011
«Academ.info»

В конце октября на малой сцене театра «Глобуса» состоится премьера спектакля «Летит» по пьесе драматурга Оли Мухиной. Эта постановка интересна тем, что относится к жанру документального театра и сделана с использованием технологии «Verbatim» (в переводе с латыни «дословно»): в этом случае драматург берёт диктофон и «идёт в народ». Текст пьесы основывается на действительных репликах действительных людей и переписывать что-либо драматург не может.

Оля Мухина — молодая женщина и выдающийся драматург современности. Истории, вышедшие из под ее пера, всегда неординарны и всегда высоко поэтичны, отмечают в пресс-службе театра «Глобус».

Текст пьесы «Летит» собран ею в 2004 году из недлинных фраз, метких высказываний и откровенных размышлений об отношениях мужчин и женщин. Авторство этих мыслей принадлежит ее друзьям — известным молодым артистам московских театров. Талантливая Оля Мухина соединила их в историю и создала художественное отражение реальности. В ней есть красивые лица, красивая жизнь, красивые мечты, но герои жаждут большего — полета души.

«Технология „Verbatim“ уже лет пятнадцать известна в России, именно на ней вырос документальный театр. Основной ее смысл состоит в том, чтобы очистить театральный текст от авторской придумки, используя реплики реальных людей. Это очень честная работа. Драматург, режиссер или артист берут диктофон, опрашивают людей на заданную тему (в переводе с английского, берут „показания“), после этого расшифровывают интервью, и далее работа направлена на то, чтобы сделать собранный материал театральным текстом. Мы не имеем права ничего дописывать сами, единственное, что мы можем — вставлять некоторые реплики, менять их местами, тем самым создавая эффект сцены», — говорит режиссер-постановщик пьесы Алексей Крикливый.

В 2005 году Оля Мухина сама осуществила постановку пьесы «Летит» в филиале Театра им. Маяковского, заявив ее как «манифест поколения о жизни, смерти, любви и страхе». Спектакль прошел всего несколько раз и вызвал очень противоречивые мнения.

«Пьеса начинается с такого обстоятельства как страх. Всем очень страшно. Боязнь не конца света, не планеты Меланхолия, что-то особенное происходит в воздухе, и люди начинают вырабатывать не ту энергию — страх перед будущим, перед тем, что должно случиться...», — говорит Алексей Крикливый.

В 2007 году режиссер Евгений Каменькович поставил спектакль «Страх и трепет» по пьесе «Летит» с курсом Сергея Женовача на сцене Российской академии театрального искусства. Спектакль был высоко оценен театральной критикой, но, к сожалению, как и любую студенческую работу, увидеть его смогли немногие.

В 2009 году режиссер Владимир Туманов из Санкт-Петербурга поставил спектакль «Летит» на сцене Магнитогорского драматического театра имени А. С. Пушкина.

В 2011 году на фестивале «Кинотавр» был представлен совместный дебют режиссеров Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова — фильм «Летит».

«В период, когда была написана пьеса, в нашей стране у многих была тяга к красивой, сладкой жизни. Мне кажется, что время очень сильно изменилось. Это не гламурная история, а история о нормальных ребятах, которые, в принципе, уже сами успели сделать свою жизнь: добиться определенных успехов в карьере, в материальном мире. А в личном плане они начинают буксовать. И если в нашем спектакле „Наивно. Sупер“ мы рассматривали кризис 25 лет, то в „Летит“ отражен такой хитрый момент, когда людям ближе к тридцати, они начинают задумываться: а что мы успели, в чем смысл нашей жизни, что будет происходить дальше?», — обозначает проблематику пьесы Алексей Крикливый.

Премьера пьесы пройдет 28, 29 и 30 октября в «Глобусе».