В «Глобусе» поговорят с подростками о медузах и, конечно, о самих себе

12 сентября

Марина Вержбицкая, «Новая Сибирь»

НОВОСИБИРСКИЙ молодежный театр «Глобус» готовит самую нетривиальную премьеру для своей целевой аудитории.

14 октября на малой сцене состоится первый показ спектакля «Доклад о медузах» по одноименному роману американской писательницы Али Бенджамин, живописующей путь взросления двенадцатилетней девочки Сьюзи, которая в раннем возрасте сталкивается с утратой дружбы, одиночеством, а затем — с полной изоляцией от реального мира. Режиссером и автором инсценировки выступит выпускница Новосибирского театрального института Ольга Обрезанова.

Книга «Доклад о медузах» вышла в свет в 2015 году и мгновенно стала бестселлером, по версии New York Times, завоевав попутно немало бонусов — финал одного из самых престижных литературных конкурсов США National Book Award, лидерство в списках лучших детских книг журналов TIME и Publisher’s Weekly. Перевод на 20 языков и издание в 30 странах мира. В России young adult-бестселлер появился в 2018 году благодаря издательству «Самокат», не просто выпускающему актуальное чтение для подрастающего поколения, но открывшему сегодняшним подросткам космическое пространство новейшей литературы в лучших ее образцах. Книга тут же вошла в круг чтения нескольких поколений — от, собственно, тинейджеров до продвинутых сорокалетних, однако мало кто из читателей мог бы предположить, что «Доклад о медузах» достаточно оперативно сможет стать объектом театральной реальности. Да еще и в репертуарном театре, где традиционно отдают предпочтение привычным читательскому и зрительскому уху названиям. Молодому новосибирскому режиссеру Ольге Обрезановой стереотипы в выборе литературной основы для своего будущего спектакля не писаны. Ольга искренне увлечена современной детской литературой, которая помогает взрослым возвращаться к себе, и очаровывает детей, несмотря на известное сопротивление инакомыслящих взрослых. «Подростковье» — время, когда авторитетно тебе интересны только ровесники, — рассказывает режиссер. — В этом возрасте книги, фильмы — это то, что передается друг другу так же, как сексуальные знания. С детским театром проще: можно сделать семейный просмотр. Я упираюсь в то, что в театр должны ходить семьями, а не классами. А вот с подростками классно создавать среду. Начинать необходимо с создания среды, которая потом может переходить и в спектакль. Какие-то клубы по интересам, те же книжные клубы — прекрасная, хорошо знакомая мне практика. Это очень свободная форма, где идет честное обсуждение прочитанного или увиденного. То же самое с педагогикой. Все дело в честности. Если ты что-то требуешь от подростка, ты должен дать ему в три раза больше«.

Режиссер признается, что в детстве сама не нуждалась в театре. Начала ходить по собственной воле с 15 лет, а сейчас убеждена в том, что театр дает отличную возможность сопереживать себе через сопереживание герою, что очень важно для подростков: «Театр удивителен тем, что дает некий буфер для рефлексии. Если тебе стыдно погружаться в собственные эмоции, театр дает возможность сопереживать герою. Но на самом деле мы сопереживаем себе. Для ребенка и подростка это важно. Я сейчас не говорю, что театр может кого-то учить или куда-то направлять, морализаторствовать. Театр — это не терапия, не психология. Я не люблю, когда режиссеры ставят такие цели. Чем проще и добрее твои цели — тем лучше».

В центре сюжета «Доклада о медузах» двенадцатилетняя Сьюзи. Она не верит, что ее лучшая подруга могла просто утонуть, ведь она так хорошо плавала. Нет, ее наверняка погубила редкая и опасная медуза. Шаг за шагом, как настоящий исследователь, Сьюзи ищет подтверждение своей гипотезы, а заодно постигает жизнь, смерть, чудеса вселенной и, конечно, взрослеет. «Мне очень близка главная героиня, — говорит Ольга Обрезанова. — Я люблю в людях несовершенство. Самое интересное в жизни — что-то патологичное, в чем можно копаться. Сьюзи переживает очень взрослую рефлексию. Она еще не понимает, что переходит из детства в „подростковье“. И этап взросления для нее очень тяжел. Страшно, когда ребенка пожирает чувство вины, когда он чувствует себя непонятым, ненужным. При этом он настолько сильный. Сейчас вообще очень сильные и умные дети. Сильный ребенок обычно не показывает чувств, прикрывается чем-то другим. Важно чувство тотального одиночества героини. Это очень широкая тема, которая понятна каждому. Подростки сильно одиноки. Это переживает практически каждый человек. Чувство изоляции — ключевое в книге. От него идут все остальные чувства. Однажды Сьюзи принимает решение вообще не разговаривать. Это дает нам отправную точку. „Доклад о медузах“ интересен тем, что там есть тема смерти, тема развода, много других сложных тем. Возраст 12-13 лет — самый тяжелый, как правило. Каждый ребенок будет проживать это сам. В этом и есть смысл жизни. Со своей стороны, взрослый должен быть готов к чуткости и честному разговору. Всегда и все идет из семьи».

Свой спектакль, где есть и не отпускающая интрига, и рокировка с героями и злодеями, и светлый финал, режиссер новосибирского «Доклада о медузах» ориентирует на семейную аудиторию: «Мне кажется, сейчас грань детского и взрослого театра в России начала стираться. И это прекрасно, потому что родители часто на спектаклях получают больше, чем дети. Мы не можем заставить ребенка рефлексировать и чувствовать что-то. Ему может быть интересно или неинтересно, близко или не близко, но чувственный уровень у него другой. У каждого ребенка он индивидуален несмотря на то, что есть какая-то возрастная психология. Наш спектакль — повод для разговора родителей с детьми. Для меня это важно».