Узнай себя

30 апреля

Яна Доля, «Честное слово»

Новосибирский театр «Глобус» предоставил зрителям возможность заглянуть внутрь собственной души: спектакль «Фрагменты любовной речи» составлен таким образом, что каждому слушателю предлагается отдельная линия отслеживания если не событий, то мыслей его персонажа
Несмотря на то, что автором литературного произведения «Фрагменты любовной речи» значится Ролан Барт, по сути оно являет собой компиляцию мыслей различных авторов, которые испытали такое сладостное или горестное чувство, как любовь. Можно сказать, что это большой дневник переживаний. И сделать его интересным именно для театрального зрителя смогла режиссер Полина Кардымон.
Как же все это выглядит? Ну, во-первых, вместе с билетом вам дают указание, что в фойе вы должны пройти тест у специального автомата. Он включает всего четыре вопроса, на которые зритель (анонимно: выдаются наушники) должен ответить только «да» или нет«: «Вы женщина?» «Вы сейчас состоите в отношениях?» «Вам кто-нибудь нравится?» и «Вы хотели бы влюбиться?» В зависимости от ваших ответов вам выдается купон с результатом — номером линии, за которой вам и предстоит наблюдать. Всего таких линий четыре: две для пар и еще две для одиноких людей.

Конечно, подобные вопросы могут вызвать недоумение: а что подразумевается под фразой «Вам кто-нибудь нравится?» — имеется в виду нравится ли собственный партнер или кто-то еще?
Но как бы то ни было, в целом попадание в твою личную ситуацию происходит.
Далее уже в другом фойе вам выдаются приемники с наушниками, с помощью которых вы слушаете речь вашего персонажа — разумеется, влюбленного.
Признаться, я не заметила подсказок в виде фотографии моего персонажа на купоне, а на фотографии артистов в фойе с номерами линий обратила внимание уже при выходе из зала. Так что лично для меня был создан процесс постепенного узнавания: на сцене действовали шесть человек, и только когда мой персонаж начал изображать, как он что-то пишет, я поняла, что это и есть мой герой.
Разумеется, все актерские решения исключительно пластические. У каждого артиста в ушах специальный наушник — иначе бы они просто запутались. При этом на протяжении спектакля происходят некоторые пересечения персонажей.
Что же в духовном смысле дает такого рода спектакль? Хочется сразу сказать, что если вы страдаете от безответной любви, то лучше вам его не смотреть, потому что, скажем, переживания героя из линии номер три могут вас только расстроить еще сильнее. Ну а если вы, любя не взаимно, по-прежнему находитесь в гармонии с собой, то почему бы и не сыграть в такую игру? В любом случае себя вы узнаете точно.
В моей линии прозвучали и красивые стихи, и довольно тонкие замечания относительно того, как себя чувствует одинокий человек, смотрящий на счастливые пары: «Пристроенные» — именно такую характеристику он отпускает в их адрес про себя, испытывая двойственное чувство зависти и насмешки? Ну разве это не так?
Логическое завершение любой безответной любви — фраза «я не люблю тебя больше. Передо мной чужой человек» тоже нередко. Однако чувство любви настолько многогранно, что даже безответная, она может приносить счастье. И при выходе из зала я все-таки почувствовала, что не так малодушна, как мой сценический персонаж.