Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Улыбка на устах повешенного

16 Ноября 2001

Антон Веселов, «Континент Сибирь»

В новосибирском театре «Глобус» состоялась премьера спектакля «Кроткая» по одноименному рассказу Федора Достоевского в постановке главного режиссера театра Александра Галибина. Сбивчивый монолог неуравновешенного ростовщика возле гроба жены-самоубийцы приобрел форму, объем и даже зрелищность.

После «Царя Максимилиана», предпоследней премьеры «Глобуса», с его шумными скоморошинами, рассказывающими об истории всего государства Российского, — то многоголосым хором, то речитативом, то пением, то отдельной звонкой россыпью сольных голосов, спектакль «Кроткая» — скорее минута молчания, изображение внутреннего мира усталого человека. Веселая кутерьма с выборами царя сменилась подробностями самоубийства.

Спектакль на малой сцене для актеров всегда энергетически более затратен, чем на большой. На этот раз основательно выложились и технические службы. Периметр сцены приподнят над зрительскими рядами, в ее центре — прямоугольная яма-окно. Под ногами актеров — несколько сантиметров воды, сразу над головой — то ли тяжелое питерское небо, то ли потолок неуютной меблированной комнаты. И вот когда между этим грозовым облаком и уличной слякотью появляется главный герой — растрепанный, изможденный человек в мешковатом сюртуке (Евгений Калашник), зритель понимает, что ему предстоит очищение Федором Михайловичем. Автор сам обещает это своему читателю, говоря о главном герое «Кроткой»: «Он и оправдывает себя и обвиняет ее, и пускается в посторонние разъяснения: тут и грубость мысли и сердца, тут и глубокое чувство Ряд вызванных им воспоминаний неотразимо приводит его наконец к правде; правда неотразимо возвышает его ум и сердце».

Герой Евгения Калашника, хлюпая, подходит все ближе и ближе к зрителям, произнося как бы последнее слово на эшафоте. Он знает, что ему предстоит казнь, и все же машинально ищет оправдания. Он недоумевает, почему ему пришлось мучиться долгие годы, испытывая позор и унижение, а его 16-тилетняя жена, не познавшая всего горя, всей его мучительной любви, так легко и кротко приняла смерть. А с боков сцены несколько странных господ (дамы в мещанских платьях, господа в высоких цилиндрах) повторяют скороговоркой самые горячие слова его исповеди, подпевают последнему слову.

Образ осужденного на смерть через повешение вызывает в памяти историю самого Достоевского. Федор Михайлович был приговорен к смертной казни за участие в революционном кружке Петрашевского. Лишь в последний момент, когда Достоевский-смертник уже стоял на эшафоте с мешком на голове, зачитали указ царя о помиловании писателя. Говорят, Достоевский всегда возил тот мешок с собой. Теперь в «Глобусе» всем зрителям раздают его достойную копию.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272