ТОП-10 премьер театрального сезона 2018-2019

4 октября 2018

Марина Шабанова, «Ведомости»

От горьковских пьес до променада и «пыльных погребов» Новосибирска — «Ведомости» предлагают ТОП-10 премьер нового театрального сезона. Часть спектаклей уже увидели свет рампы, часть ещё только ждут своего часа. Составляйте индивидуальную театральную афишу вместе с нами.

1. «ДЕТИ СОЛНЦА», ТИМОФЕЙ КУЛЯБИН, ТЕАТР «КРАСНЫЙ ФАКЕЛ»

Премьерой по одноимённой пьесе Максима Горького в постановке главного режиссёра Тимофея Кулябина театр открыл свой 99-й театральный сезон 8 сентября. Если горьковские герои метались в душном предгрозовом пространстве, когда «верхи не могут, низы не хотят», то кулябинские оказались в герметичном пространстве кампуса Стенфордского университета на стыке-разрыве двух эпох — XX века и миллениума. «Темы оторванности интеллигенции от народа, на мой взгляд, больше просто не существует — в том виде, в котором это написано у Горького, — считает режиссёр. — А вот ощущение водораздела, порога, предчувствие резкого скачка мне хорошо знакомо, оно живёт во мне как ясное и близкое воспоминание о рубеже веков, которое зовётся миллениумом. В это время и произошла технологическая революция, которая изменила и продолжает менять нашу с вами жизнь».

Сложный в техническом отношении спектакль показывается на малой сцене театра два раза в месяц. Билеты на спектакли в октябре-ноябре уже проданы. Следующие показы состоятся 20 и 21 декабря. Категория 16+.

2. «ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА», СЕРГЕЙ АФАНАСЬЕВ, НГДТ

К творчеству Максима Горького обратился и Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева. За основу спектакля взят второй вариант «Вассы Железновой», пьесы, повествующей о героине сложной судьбы — владелице пароходной компании, — о распаде большой семьи. «Мне кажется, второй вариант, хоть и был он написан в 1935 году, сделан жёстче, выписан драматургично — более чисто, более событийно, — рассказал на пресс-конференции Сергей Афанасьев, художественный руководитель театра и режиссёр-постановщик спектакля. — И я как любитель событийного театра, очень упругого и взрывного, остановился на этой пьесе».

...В душном трюме ржавого парохода мечется тонкая, как лезвие клинка, Васса Железнова (Анастасия Неупокоева), пытаясь удержать в изящных, но сильных руках истлевшее полотно бытия. Муж (Семён Летяев), спившийся распутник и упырь, увяз в уголовном деле по растлению малолетней; младшая дочь Любочка (Надежда Фаткулина) больна на голову; старшая Наталья мается от растущего либидо; брат Прохор (Савва Темнов) бражничает на сестринские дивиденды, а сноха Рашель (Татьяна Скрябина), революционерка и предтеча Фанни Каплан, пытается увезти внучка Колю. В психологическом анамнезе Вассы — систематические унижения от упыря-мужа, от побоев до облизывания мужниных сапог. Грязные кирзачи «маршируют» на сцене стройными рядами, органично вписанные художником Владимиром Фатеевым в общую психологическую канву спектакля.

Премьера состоялась 25 августа. Следующие показы — 4 и 27 октября. Категория 16+.

3. «РУССКИЙ РОМАН», МАРАТ ГАЦАЛОВ, ТЕАТР «ГЛОБУС»

Спектакль «Русский роман» по одноимённому произведению литовского прозаика, драматурга Марюса Ивашкявичюса на большой сцене театра поставил московский режиссёр Марат Гацалов, чей спектакль «Август: графство Осейдж» в театре «Глобус» был отмечен «Золотой Маской-2013». В центре повествования — соединение биографии и творчества одного из величайших русских писателей и мыслителей Льва Николаевича Толстого. В историю драматических и страстных отношений писателя и его жены Софьи Андреевны вплетаются герои романа «Анна Каренина». Софья Толстая вынужденно окажется между мужем — главой семьи и мужем — гениальным творцом; ей придётся отвоёвывать место в судьбе близкого человека и разбираться, кто же для него важнее: выдуманные литературные персонажи или она сама. На исполнительском мастерстве Людмилы Трошиной, заслуженной артистки РФ, держится большая часть спектакля.

К просмотру спектакля нужно быть готовым — что называется, знать первоисточники. Сам Марюс Ивашкявичюс называет своё произведение «своеобразной семейной сагой, вариацией на тему романа „Анна Каренина“, в которой Толстой выступает не только как автор своего шедевра, но и как автор своей же семейной драмы». Любопытная деталь — из действующих лиц драматург исключил саму фигуру Льва Николаевича. Пьеса удостоена «Золотой Маски» сезона 2015/2016 в номинации «Лучшая работа драматурга».
Премьера состоялась 27 сентября. Следующие показы состоятся 24 октября и 30 ноября. Категория 16+.

4. «КОППЕЛИЯ», МИХАИЛ МЕССЕРЕР, НОВАТ

Комедийный балет Лео Делиба «Коппелия» в постановке Михаила Мессерера пополнил репертуар НОВАТа. Премьера состоялась 22 сентября. История по мотивам оригинального либретто Шарля Нюитерра и Артюра Сен-Леона сочинена нашими современниками — Глебом Фильштинским, Вячеславом Окуневым и Михаилом Мессерером. В спектакле использованы хореографические мотивы и фрагменты хореографии Артюра Сен-Леона, Мариуса Петипа, Энрико Чекетти и Александра Горского. Спектакль по мотивам новеллы Гофмана «Песочный человек» о юноше, влюбившемся в механическую куклу мастера Коппелиуса, превращается в изящную комедию о ссоре и примирении влюблённых. С момента создания — почти 150 лет — жизнерадостная «Коппелия» остаётся одним из самых любимых и популярных классических балетов. Балетмейстер-постановщик спектакля, художественный руководитель труппы Михайловского театра Михаил Мессерер предлагает классическую хореографию в современном высокотехнологичном сценическом воплощении. По замыслу авторов, мир «Коппелии» и все персонажи балета созданы самим Коппелиусом. Режиссёр мультимедиа — Глеб Фильштинский. Художник-постановщик, Вячеслав Окунев, в чьих декорациях «Коппелия» на новосибирской сцене уже существовала — премьера состоялась в 2001 году.

Следующие показы состоятся 17 и 18 октября, стоимость билетов от 700 до 4 000 рублей. Категория 0+.

5. «УЧИТЕЛЬ ТАНЦЕВ», ИВАН ОРЛОВ, ТЕАТР «ГЛОБУС»

23 и 24 ноября на большой сцене театр «Глобус» представит премьеру спектакля «Учитель танцев» по пьесе испанского драматурга Лопе де Вега, в переводе Татьяны Щепкиной-Куперник. Литературоведы неизменно отмечают огромный импровизационный талант и неистощимую фантазию Лопе де Вега, ставя его в один ряд с Шекспиром и Чеховым. Свой взгляд на классическую «комедию плаща и шпаги», широко распространённую в XVII веке, представляет режиссёр-постановщик театра «Глобус» Иван Орлов (на фото). За время работы в театре он ставил спектакли для зрителей разных возрастов, в том числе «Любовь людей» Д. Богославского, «Ворон» К. Гоцци, «Птичка — на счастье!», «Звёздный мальчик» по мотивам сказок О. Уайльда и другие.

Рассказывая о готовящемся спектакле, Иван Орлов замечает: «Мы исследуем разные виды любви, которые зачастую находятся в непримиримом конфликте друг с другом. Есть любовь счастливая, взаимная, как у центральной пары. Любовь отеческая, которая так пронзительно раскрывается в финале. Есть мотив любви безответной. Любовь к своей способности любить. Словом, герои раскрываются по-разному». Режиссёр и его творческая команда решили сделать «Учителя танцев» в модном стиле диско-фанк. Поэтому хореография в спектакле будет смешанная: современный танец, но с очень лёгкой игрой в эпоху. Не обойдётся и без корриды. А само действо будет происходить на свадьбе... в современном диско-клубе.

Категория 16+.

6. «НОЧЬ В ВЕНЕЦИИ», КОНСТАНТИН БАЛАКИН, НОВОСИБИРСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР

Вторую из двух своих итальянских постановок готовит Новосибирский музыкальный театр. 2018 год объявлен Годом культуры Италии в России. Театр на эти постановки — уже состоявшуюся в прошлом сезоне премьеру мюзикла «Римские каникулы» и готовящуюся оперетту «Ночь в Венеции» — получил большой грант Минкультуры России (14 миллионов рублей).

Премьера классической оперетты Иоганна Штрауса «Ночь в Венеции» назначена на 23 и 24 ноября. Театр во второй раз обращается к этому произведению, впервые на заре своей истории театра — в 1963 году. И вот спустя пятьдесят пять лет узнаваемые карнавальные маски и герои итальянских комедий dell’arte вновь встретятся с новосибирскими зрителями. Постановщики новой версии оперетты «Ночь в Венеции» сотрудничают с нашим театром впервые. Режиссёр-постановщик спектакля Константин Балакин неоднократно отмечен экспертным советом фестиваля «Золотая Маска» за спектакли, поставленные в Ростовском музыкальном театре и Астраханском театре оперы и балета. Сохранив сюжетную основу спектакля, режиссёр существенно переработал либретто, усилив интригу и сделав характеры персонажей и их взаимоотношения более рельефными и понятными современному зрителю. Визуальное решение спектакля художника-постановщика Елены Вершининой с легко узнаваемыми образами Венеции опирается на графику нидерландского художника Маурица Эшера, мастера оптических иллюзий. Его перевёрнутый фантастический мир словно перекликается с искажённой причудливой реальностью карнавала, которая за короткую ночь меняет всё вокруг до неузнаваемости.

Категория 16+

7. «СЕВИЛЬСКИЙ ЦИРЮЛЬНИК», ДМИТРИЙ БЕЛЯНУШКИН, НОВАТ

Ставит одну из лучших опер Джоаккино Россини, итальянскую шуточную оперу-buff в версии НОВАТа, приглашённый режиссёр-постановщик Дмитрий Белянушкин. Обладатель Гран-при Первого Международного конкурса молодых оперных режиссёров «НАНО-опера» (2013 г.) родился в Саранске, в 2012 году окончил Российский университет театрального искусства ГИТИС (факультет музыкального театра, мастерская А. Б. Тителя и И. Н. Ясуловича) и поступил в аспирантуру. В настоящее время работает преподавателем в ГИТИСе, на курсе своих мастеров.

Либретто: Чезаре Стербини по одноименной комедии Пьера Бомарше. Музыкальный руководитель и дирижёр: Дмитрий Юровский. Художник-постановщик: Александр Арефьев, художник по костюмам: Мария Чернышева, художник по свету: Андрей Абрамов.
В постановке заняты солисты оперы: Павел Янковский, Гурий Гурьев, Владимир Кучин, Дарья Шувалова, Мария Белокурская, Владимир Огнев, Андрей Триллер, Алексей Зеленков, Николай Лоскуткин, Алексей Лаушкин, Надежда Нестерова, София Бачаева, Екатерина Марзоева и др.; артисты миманса, хор, симфонический оркестр театра.

Премьера состоится 27 октября.

Категория 12+

8. «ВРЕМЯ ОЖИДАНИЯ ИСТЕКЛО», АЛЕКСЕЙ ЗАБЕГИН, «ПЕРВЫЙ ТЕАТР».

Уникальный для Новосибирска спектакль-променад готовит «Первый театр». Самая необычная премьера этого года — «Время ожидания истекло» — состоится 6 и 7 ноября в пространстве лофт-парка «Подземка». Жанр спектакля-квеста (театральные экскурсии, «бродилки», спектакли-аттракционы) в России набирает популярность. В прошлом декабре в рамках XII Международного рождественского фестиваля искусств на вокзале «Новосибирск-Главный» состоялся показ петербургских «Разговоров беженцев» от фестиваля «Точка доступа».

Над спектаклем «Время ожидания истекло» работает команда из Санкт-Петербурга: создатели авангардного театра «Организмы» режиссёр Алексей Забегин и драматург Владимир Антипов, вместе они специально для спектакля сочинили текст пьесы; художник Константин Соловьёв и композитор Настасья Хрущева. Спектакль — парафраз знаменитой пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», автору пьеса в своё время принесла оглушительный успех, а впоследствии и Нобелевскую премию по литературе 1969 года. «Сегодня всё будет иначе. Авторы спектакля — мелкие и заурядные люди, они не дерзнули прикоснуться к шедевру Беккета, — говорит режиссёр Алексей Забегин. — Театра абсурда не будет. А будет популярный сегодня иммерсивный театр».

9. «СЕРЁЖА ОЧЕНЬ ТУПОЙ», НИКИТА БЕТЕХТИН, ТЕАТР «СТАРЫЙ ДОМ»

Первой премьерой юбилейного для театра 85-го сезона станет спектакль Никиты Бетехтина «Серёжа очень тупой» по пьесе Дмитрия Данилова, признанного экспертным советом премии «Золотая Маска» лучшим драматургом сезона 2016-2017. С этой пьесой автор принимал участие во внеконкурсной программе фестиваля молодой драматургии «Любимовка-2017».

 «Серёжа очень тупой» — вторая пьеса именитого прозаика, со времени колоссального успеха его первой пьесы «Человек из Подольска» театры стали внимательно приглядываться к его творчеству, — говорит куратор программы Павел Руднев, театральный критик. — Опыт Данилова важен для того, чтобы другие российские прозаики преодолели границы своего жанрового гетто и стали работать для театра, который может значительно расширить аудиторию современной литературы.

Премьера состоится 10 и 11 ноября.

10. «ПЫЛЬ», МИХАИЛ ПАТЛАСОВ, ТЕАТР «СТАРЫЙ ДОМ»

О планах поставить документальный спектакль, посвящённый Новосибирску, театр заявил полгода назад. Литературной основой «Пыли» станет исследование исторического и мифологического контекстов Новосибирска и интервью с его жителями. Основная задача проекта — привлечь к созданию спектакля жителей города, актуализировать действительно важные для Новосибирска темы. Авторы вместе с участниками пытаются вместе понять, как «трансформировались сюжетные архетипы жителей Новосибирска с момента его возникновения до настоящего дня и как они влияют на нас сегодня». На стыке этих сюжетов и будет проявлен истинный живой портрет города.

Предваряя премьеру, театр «Старый дом» совместно с информационным центром по атомной энергии Новосибирска организовали лекторий «Пыль.Science» на темы, связанные с сюжетами спектакля — архитектура, урбанистика, социология, археология, фольклор, новые технологии, нейросети и другие. Среди уже состоявшихся лекций — «Порядок в муравейнике: как понять, кто за главного?» старшего научного сотрудника Института систематики и экологии животных СО РАНСофьи Пантелеевой, «Памяти несбывшихся генпланов» доцента университета архитектуры, дизайна и искусств Игоря Поповского, а также лекция «Искусственный интеллект: расшифруй это» эксперта по машинному обучению, ведущего исследователя Лаборатории нейронных систем и глубокого обучения МФТИ Ивана Бондаренко. Посмотреть видеозаписи лекций можно на странице театра ВКонтакте.

Режиссёр спектакля — Михаил Патласов — выпускник Пермского государственного института искусств и культуры, учился во ВГИКе на курсе профессора И.Н. Ясуловича, в 2011 году защитил диплом по специальности режиссёр игрового кино. Предыдущая его постановка — «Чук и Гек» на Новой сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге — получила премию «Золотая Маска» в номинации «Спектакль малой формы».

Премьера состоится 14 и 15 декабря.

Мы рассказали лишь о десяти состоявшихся и ближайших премьерах. В сезоне 2018/2019 их будет гораздо больше. Тем более, что 2019 год объявлен Годом театра в России.