Театр «Глобус» привезет в Барнаул три спектакля. Объясняем, почему это важно

13 февраля

S|T Magazine

Совсем скоро Новосибирский молодежный театр «Глобус» отправится на гастроли в Барнаул, где на сцене Алтайского краевого театра драмы имени Шукшина представит три спектакля. В программе заявлена комедия «Учитель танцев» (27 февраля) и драмы «Дни Турбиных» (26 февраля) и «Крейцерова соната» (28 февраля). S|T Magazine объясняет, почему на эти гастроли стоит обратить внимание даже тем, кто живет за пределами Алтайского края.

Артистам «Глобуса» не привыкать выступать на неродных для себя площадках. Будучи одним из крупнейших творческих коллективах Сибири и страны, Новосибирский молодежный театр не первый год активно гастролирует, покоряя одну сцену за другой. Минувшей осенью, например, московские зрители увидели постановку «Игрок» по мотивам романа Федора Достоевского, а сам «Глобус» — получил грант на три миллиона рублей за инсценировку русской классики. ‌‌

В этом смысле гастроли в Барнауле — событие приятное, но довольно заурядное. В конце концов, мало ли новосибирские театры ездят по Сибири. Однако это лишь на первый взгляд. Существует как минимум две причины обратить внимание на эти гастроли. И первая из них заключается в том, что свои спектакли «Глобус» повезёт в рамках Всероссийского театрального марафона. ‌‌

«Всероссийский театральный марафон стартует 18 января во Владивостоке на Приморской сцене Мариинского театра. Он продлится до конца 2019 года, объявленного, как известно, Годом театра. Специально разработанный символ Года театра будет вручен первыми лицами страны руководителю театра, открывающего марафон, а затем будет передаваться по эстафете каждым гастролирующим театром принимающему региону», — описывает событие пресс-служба Алтайского краевого театра драмы. ‌‌

Вторая важная особенность — измененный формат одной из постановок. С «Учителем танцев» и «Днями Турбиных» все ясно заранее. Это масштабные инсценировки, которые создавались из расчета на большой зал. Яркие, запоминающиеся, с мощной литературной основой — пьесами Михаила Булгакова и Лопе де Вега. А вот с «Крейцеровой сонатой» ситуация несколько иная. ‌‌

Дело в том, что этот спектакль изначально рассчитан на малый зал «Глобуса». Он камерный настолько, насколько это вообще позволяет действие, в котором участвует более одного персонажа. В Барнауле этот материал также покажут на камерной сцене, но в адаптированном виде.‌‌

В Новосибирске уже постепенно начали привыкать к необычной рассадке зрителей. В прошлом сезоне «Старый дом» снабдил Гамлета смартфонов и отправил его воевать в клетку. В минувшем декабре «Пыль» от все того же театра показала жизнеспособность сцены-трансформера. В конце концов, наш зритель знаком с «Подонками» от коллектива «Понедельник выходной» и гулял по залам лофт-парка «Подземка» в рамках спетакля-променада «Время ожидание истекло» («Первый театр»). ‌‌

Но то — эксперименты. «Крейцерова соната» на их фоне выглядит слишком простой. Ее сценография не предполагает объема — за исключением тех сцен, действие которых происходит за пределами вагона поезда, — и сильного эффекта присутствия. В Барнауле же гостей театра разместят прямо на сцене — на одном уровне с актерами. ‌‌

«Помещая зрителей „Крейцеровой сонаты“ в непосредственной близости к действию, режиссер Алексей Крикливый делает их практически очевидцами душераздирающих откровений главного героя повести Льва Толстого», — подчеркивает пресс-служба принимающей стороны. ‌‌

Именно этот факт вызывает жгучий интерес к алтайским гастролям «Глобуса». Насколько изменится спектакль от решения разместить гостей театра на его сцене? Усилится ли эффект присутствия или — наоборот — иллюзия будет разрушена? Ведь «Крейцерова соната» — это, в первую очередь, яркие актерские работы, атмосфера и только потом история про сюжет. И вот хотя бы ради этого Барнаул стоит посетить всем любителям драматического искусства.