Театр – это сцена, а костюмы там – актеры

30 января

Яна Доля, «Честное слово»

Спектакль «Учитель танцев», поставленный на сцене Новосибирского театра «Глобус», — удачный пример адаптированной классики. Очень редко исторический спектакль работает при сохранении специфики времени. Поэтому действие бессмертной комедии Лопе де Вега режиссер Иван Орлов перенес в современный диско-клуб. Во многом замыслу спектакля отвечают костюмы, выполненные в стиле эпохи безвременья. О них, собственно, и поведем основной разговор в этой статье

Режиссер Иван Орлов и художник по костюмам Каринэ Булгач очень хитро обыграли неактуальную сегодня испанскую эпоху Возрождения: все дело в том, что действие разворачивается не просто на свадьбе, а на костюмированной свадебной церемонии-вечеринке. Поэтому герой Никиты Сарычева (Альдемаро) может позволить себе совместить короткие панталоны с современными легинсами и кожаной курткой (я бы назвала этот прием стилем эпохи безвременья). Новобрачная Фельсьяна, ее престарелый супруг Тевано, а также все остальные гости вечеринки и вовсе могут не вылезать из костюмов давно минувшей эпохи. А танцоры, гуляющие на свадьбе, — отражать уже наш век.

Как пояснила в интервью корреспонденту газеты «Честное слово» главный художник театра «Глобус» Каринэ Булгач, подобные костюмированные приемы — это часть художественного замысла и в техническом смысле — один из способов адаптации истории к современному зрителю. Это кино нацелено на документальность, и там костюмы должны строго соответствовать эпохе. В театре же они призваны передавать определенные эмоции и раскрывать тот или иной художественный образ.
Работа художника по костюмам в театре — вещь перманентная, и когда ты пребываешь в процессе создания идеи, то не важно, закончился ли официально рабочий день или нет — художник постоянно находится в творческом поиске и то и дело что-то записывает, дорисовывает. Выпуск спектаклей поставлен на поток, а перед Новым годом — и вовсе аврал. На этот период художнику важно замкнуться в себе, уйти во внутреннее подполье своей души, чтобы не растерять творческий порыв, и любые, даже самые пустяковые вторжения могут легко разрушить накопленное.
«Даже не знаю, будут ли у меня силы что-то рассказывать», — призналась мне Каринэ. Вот сколько жизненных соков отбирает творчество, не говоря уже об ответственности, ведь мало того, что художник по костюмам должен найти ход, как отразить замысел режиссера, но еще и создать костюмы таким образом, чтобы они подошли артистам и технически, и даже идеологически. А ведь Булгач является еще и сценографом!

Каринэ быстрым уверенным шагом ведет меня длинными узкими лабиринтами театра в свою комнатку, где и разворачивается наша беседа. Как выяснилось, вся команда постановщиков работает на определенный образ, задуманный режиссером. И в случае с «Учителем танцев» стояла задача создать что-то легкое, романтическое, оставляющее хороший след в душе. И это удалось в полной мере. Взять хотя бы оруженосца Тельо, чей маленький рост не соответствует его доспехам и бороде и который в итоге оказался девушкой, влюбленной в своего господина Вандалино. Без такого сочетания мы бы не получили один из самых забавных образов спектакля. А насколько очаровательно платье Флорелы, чем-то напоминающее платье принцессы из «Бременских музыкантов» в одноименном мультфильме! Хоть речь и идет о костюмах, не могу не отметить просто художественную клетку, в которую заточают Альдемаро — это ведь тоже работа Булгач, отражающая общее настроение пьесы и спектакля — ну разве можно здесь показывать настоящее заточение!

Что характерно для современного театра — в нем очень редко классику ставят как классику, что находит отражение и в костюмах: «Современный театр предполагает больше игры с предметами и вообще с кем бы то ни было», говорит Каринэ. И в самом деле, можно сказать, что все зрители спектакля «Учитель танцев» стали как бы приглашенными гостями на свадьбе. Игра заключена еще и в факте представления Альдемаро учителем танцев. Зритель до конца не может понять, умеет ли Альдемаро танцевать. Поэтому Никита Сарычев лишь слегка делает намекающие на танцы движения. А вот в полной мере свое мастерство танцора демонстрирует Алексей Корнев (Белардо). И, конечно, здесь также помогает костюм.
Каринэ повезло в том плане, что ей не приходится составлять никаких смет — она полностью отдается творчеству. Хотя после того, как будут сформированы все задумки и нарисованы эскизы, действительность может нашептать свои требования, и тогда художнику приходится слегка корректировать свой художественный размах. Но зритель этого никогда не почувствует — в ущерб спектаклю не подойдет никакая бухгалтерия.
Можно открыть и маленький секрет: наверное, у многих возникал вопрос: а при двух-трех составах на одну роль существует один костюм на двоих или у каждого артиста свой? Отвечаем: если костюм надевается на одежду, то можно обойтись и одним, а все, что находится ближе к телу — шьется индивидуально.
Под конец хотелось бы напомнить известную истину, что лучше один раз увидеть: спектакль «Учитель танцев» — позитивная феерия, наполненная юмором и красотой. И посетить эту премьеру, конечно же, стоит.