Тайны английской короны

26 марта 2004
Сергей Самойленко, «Континент Сибирь»

Новосибирский театр «Глобус» в очередной премьере обратился к английской истории: в центре спектакля «Монарх», поставленного на большой сцене московским режиссером Игорем Лысовым по пьесе англичанки Эллис Рашель, судьба короля Генриха VIII и его шести жен. Спектакль, в котором заняты лучшие артисты театра, получился на редкость красочным и познавательным.

«Монарх» — третья работа Игоря Лысова в «Глобусе», после «Маркизы де Сад» и «Вишневого сада». Так же, как и два предыдущих спектакля, «Монарх» изысканно-красив — декорации прекрасны, а роскошные костюмы, по крайней мере на взгляд современного зрителя, соответствуют моде английского двора ХVI века. На сцене — трон на возвышении, две башни с ажурными решетчатыми воротами. Великолепна работа художника по свету — задник в соответствующих местах то обагряется кровавым светом, то тонет во мраке.

В этом антураже разыгрывается трагическая и поучительная история английского самодержца Генриха VIII — действие спектакля охватывает двадцать лет, насчитывая пять свадеб, несколько разводов, десятка полтора убийств и казней, а также измены, предательства и интриги без счета. История начинается с того, сто английский король Генрих, женатый на вдове своего покойного старшего брата, влюбляется в фрейлину Анну Болейн и готов на ней жениться при живой жене. Из-за того, что Папа не дает разрешения на развод, и происходят политико-религиозные катаклизмы: Реформация, гонения на католиков, чехарда царедворцев. По ходу действия коронованный сластолюбец начинает менять жен как перчатки, попутно обезглавливая своих соратников.

Вячеслав Кимаев играет не венценосного злодея-развратника, а скорее, избалованного ребенка: Генрих хочет заполучить очередную жену так же, как дитя — понравившуюся игрушку. Роли жен и придворных (среди действующих лиц — Томас Мор, архиепископ Кранмер, кардинал Уолси и прочие исторические лица) иллюстративны, не позволяют актерам в полной мере продемонстрировать грани своего мастерства. Собственно, для актерской игры в первой половине спектакля и нет пространства: текст произносится практически без пауз, не оставляя времени даже для передвижений по сцене. Первую половину спектакля мы видим нечто вроде исторических хроник в трагедийном ключе. Хроники, впрочем, представлены в духе Александра Дюма — судьба английской короны и католической церкви, оказывается, зависела только от того, что фрейлина Анна Болейн отказала монарху в ласках без брака. После антракта, впрочем, спектакль неожиданно «выруливает» к комедии — и актеры оживляются, начиная играть с блеском и изобретательностью.

При всех недостатках, у «Монарха» есть ряд достоинств. Спектакль этот — образец редкого на сегодняшней сцене полномасштабного красочного зрелища на историческую тему. Отсюда следует и второй плюс: спектакль весьма познавателен с чисто образовательной точки зрения. За четыре часа зритель получает обширные познания о государственном строе Англии в эпоху Возрождения, об отношениях к королевской власти и Церкви, о нравах, царящих при дворе, наконец.

Присутствовавшие на премьере первые лица области (губернатор Виктор Толоконский с супругой, управляющий делами администрации Евгений Покровский с супругой, вице-мэр Владимир Афанасьев и другие высокие гости), наблюдая за сложной судьбой первых лиц английского государства, несомненно, получили эстетическое удовольствие. Как, впрочем, и все зрители — аплодисменты длились минут семь. Не исключено, впрочем, что таким образом публика с облегчением поблагодарила судьбу за то, что живет при демократическом строе, а не в эпоху сумасбродных и сластолюбивых английских монархов. Наш Иван Грозный, впрочем, вряд ли уступит английскому Генриху по этим номинациям.