Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

Светлана Потемкина: «Только безусловная любовь может изменить мир вокруг»

27 Января 2014
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»

Дорогие друзья! 4, 5 марта 2014 года на малой сцене театра «Глобус» состоится премьера сказки «Красная Шапочка». Автор инсценировки и режиссер — актриса Светлана Потемкина, уже имеющая опыт выпуска спектакля для детей: с 2007 года в нашем театре с успехом идет «Зайка-зазнайка» в ее режиссуре. Чем будет отличаться «глобусовская» версия известного сюжета от литературных сказок Шарля Перро и братьев Гримм, каким образом можно удержать внимание малышей в зрительном зале и какие ценности необходимо закладывать в детей с самого раннего возраста рассказывает Светлана Потемкина.

 Сюжет о Красной Шапочке, отправившейся через лес к бабушке и встретившей там волка, знаком каждому. Все мы знаем практически наизусть сказки Перро и братьев Гримм. Вы обращались к этим авторам?

 Когда возникла идея постановки, я обратилась к самым истокам — откуда вообще взялась эта история. Когда-то в XIV веке на территории современной Германии жила-была семья, где росла девочка, страдавшая аутизмом. Она постоянно уходила из дома, терялась. Тогда ее мама решила сшить длинный красный плащ с большим капюшоном, который надевала на дочку всегда — зимой и летом, неважно в какую погоду. Благодаря этому и на белом снегу, и на фоне зеленой листвы, и в осеннем пейзаже — фигуру девочки было видно.

Спустя века, сюжет дошел до Шарля Перро, он литературно обработал и впервые издал эту сказку в 1697 году. Но когда я ее прочитала, у меня волосы стали дыбом. Не будем забывать, что Средние века, откуда пошел сюжет, — времена инквизиции, и мотивы мщения, каннибализма просматриваются в каждой строке. Основная тема «зло должно быть наказано» — как в бетоне железные опоры, вынуть ее из материала совершенно невозможно. Все эти описания — как волку вспороли брюхо, как он съедал Красную Шапочку, бабушку. В конце концов, с самим волком расправились очень жестоко, его просто уничтожили. И вот этот основополагающий мотив страха из сказки Перро убрать никак нельзя...

 И тогда вы решили не брать за основу спектакля классические тексты, а создать свою инсценировку?

 Да. Я подумала, что если мы изначально ориентируемся на возрастную категорию 0+, как этого всего избежать? Какие ценности мы закладываем в детей? Что зло должно быть наказано? Но я понимаю, что эта установка только отпугивает детей, делает их закрытыми.

Возникла идея рассказать о потрясающем месте — деревеньке, где все счастливы. Где до определенного момента ничего не происходило, кроме радости, праздников, которые отмечали все вместе, дружно. И на фоне этого вдруг появляется некто, какой-то персонаж, и Красная Шапочка становится элементом, который меняет обстоятельства. И мудрая книга Библия, и хорошие психологи говорят о том, что только безусловное принятие, безусловная любовь могут изменить мир вокруг — поменять твои личные обстоятельства и обстоятельства, в которых существуют окружающие. Это когда ты принимаешь человека таким, каков он есть, не пытаясь его изменить. Ты просто его любишь, отдаешь ему. Такая христианская позиция.

 А разве можно полюбить волка? Он все же отрицательный персонаж!

 Повторюсь, мне захотелось рассказать историю о девочке, которая умеет безусловно любить и принимать. Она не пытается никого переделать — даже волка. Она его совершенно не боится. Один раз в своей жизни Красная Шапочка становится в тупик, когда говорит ему: «Я очень люблю свою бабушку». Он отвечает: «Вы все говорите — „люблю, люблю“. А что это такое? Меня никто не любит, со мной никто не хочет дружить». Она произносит: «Я хочу с тобой дружить. Вспомни, как тебя любила мама в детстве». И это наталкивает волка на воспоминания, какое у него было детство. Возникает очевидная параллель — ребенок, выросший в идеальной семье, где его любят и принимают, и беспризорник из детского дома. Как сейчас часто бывает подобное столкновение.

И в нашей сказке никто не испытывает чувства страха. Все жители этой счастливой деревни не воспринимают всерьез новость о том, что в лесу появился опасный хищник. Поэтому в свой день рождения Красная Шапочка идет к больной бабушке с гостинцем — праздничным пирогом. И важно, как девочка, наученная мамой или бабушкиной мудростью, ведет себя в сложившихся обстоятельствах. И волк, в конце концов, становится ручным!

У меня возникло желание написать эту историю так, чтобы ее можно было показать ребенку двух-трех лет. Чтобы первое знакомство с театром не оказалось напряженным, пугающим, агрессивным. Сказку нельзя подавать таким образом, чтобы это выглядело трагедией Шекспира. Существуют особые приемы подачи материала детям.

 А что необходимо сделать режиссеру, актерам, чтобы малышам было интересно смотреть спектакль?

 Безусловно, совсем маленьких детей приведут родители. Нельзя упускать момент притяжения родительского внимания, им должно понравиться. Любая история может отпугнуть малыша, если мама и папа увидят какой-то негатив, то, что может разрушить ребенка. Мне бы хотелось, чтобы на нашем спектакле зрители посмеялись, послушали музыку, песни, а уже после просмотра родители сели и поговорили со своими детьми: что они поняли, как бы поступили на месте главной героини?

Я понимаю, что в работе над детским материалом надо быть очень чуткой. Хочу, чтобы получилась абсолютная, кристальная «сказка-сказка». Должна быть мультяшная ситуация, когда страшные герои — не страшные, а глуповатые, над ними нужно посмеяться, но преподносить зло как зло — не надо. Детский мир и взрослый отличаются очень сильно. И артист, проигрывая ситуацию, должен не агрессивно вторгаться в мир ребенка, а мягко предлагать: «Пойдем, пойдем с нами аккуратно!» Очень хочу, чтобы после нашего спектакля осталось хорошее послевкусие, и люди, выйдя из зрительного зала, воскликнули: «Мы побывали в самой настоящей сказке!»

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272