Спектакль о любви и воспитании чувств

8 июня 2006
Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»

В молодежном театре «Глобус» идут репетиции пьесы Дюма-сына «Дама с камелиями». Режиссер-постановщик — Алексей Крикливый. Сценография и костюмы — Елена Турчанинова (Красноярск). Художник по свету — Евгений Ганзбург (Санкт-Петербург).

Музыка — Роман Столяр. Пластическое решение — Елена Петерсон. В роли Маргариты Готье — Елена Ивакина.

Премьера — 16 июня.

...Этой женщиной восхищался весь Париж. Ее узнавал каждый, даже тот, кто никогда прежде не видел ее лица. На премьере в «Гранд-Опера» и на прогулке в Булонском лесу она неизменно появлялась с букетом камелий...

Альфонсина Плесси родилась в 1824 году, в один год с Дюма. Она была дочерью фермера, который, по слухам, продал ее цыганам. В конце концов, приставив к своей подлинной фамилии аристократическую частицу «дю», она объявилась в Париже в качестве модистки под именем Мари Дюплесси.

Ей не пришлось долго шить платья, так как ее изысканная красота вскоре привлекла внимание самых богатых людей французской столицы.

Встреча Александра Дюма с Мари Дюплесси произошла ранней осенью 1844 года. Затем последовал короткий, счастливый, но и печальный роман...

* *

...История трагической любви беспечной куртизанки и юноши из благородной семьи, воссозданная в 1852 году А. Дюма-сыном сначала в романе, а затем в пьесе «Дама с камелиями», нашла свое воплощение и в бесчисленных театральных постановках, и в опере (бессмертная «Травиата» Верди), и в кинематографе. Роль Маргариты играли блистательные театральные актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, а также замечательные русские актрисы XIX века: Гликерия Федотова — в Малом и Мария Савина — в Александринском театре. А великая Грета Гарбо в 1937 году за эту роль в третий раз была номинирована на «Оскар».

...Веселая, циничная, любящая шампанское и драгоценности, мужчин и развлечения, Маргарита Готье знакомится в театре с молодым дворянином Арманом Дювалем и известным светским львом бароном де Варвилем. Арман красив, идеализирует Маргариту, но беден. Барон же немолод, некрасив, но знает ей цену, при этом очень богат и готов оплачивать все ее прихоти в обмен на радости совместной жизни. Каждый по-своему любит ее... Маргарита пытается сделать нелёгкий выбор в пользу бедности. Но отец Армана в панике умоляет Маргариту оставить сына, не губить карьеру юноши. Влюбленная женщина должна совершить подвиг во имя любви...

Все пьесы Дюма, включая «Даму с камелиями», представляют новый на тот момент жанр с подчеркнутой тенденцией, жанр так называемых «пьес о нравах» и «пьес с тезой». Они охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали и большей частью своих сюжетов затрагивают тему женщины — проблемы ее положения в обществе, брака, семьи и т. д.

Режиссер Алексей Крикливый о «Даме с камелиями»:

 Наладить сегодня разговор о любви видится как-то особенно трудным. Само слово становится трудным для произношения. То ли наше отношение к этой теме меняется, то ли само понятие испытало некую подмену. Есть определенная степень зажима не столько перед понятием, сколько перед тем, что оно, это понятие, означает. Возможно, стоит изобрести новое, свежее название, раскрепостить сознание, освежить смысл. Часто говорю «люблю-люблю», а что я имею в виду? 
Для меня история дамы с камелиями — это история воспитания сильным чувством. История становления и взросления, обретения жизненного смысла и ответственности. История простого человеческого поступка, выбора, жертвы, искупления. И опять-таки — любви. Мелодрама — терапевтический жанр, и хотелось бы вернуть смыслы и немного позавидовать героям, которые во всем самом лучшем немного похожи на нас.