Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»
Моноспектаклем Ирины Камыниной в театре «Глобус» открыт новый проект с названием «Третья сцена». Проект даст возможность актерам проявить себя в моноработах — представить на сцене свои творческие идеи, которые не всегда воплотимы в рамках репертуарного театра.
Моноспектаклем Ирины Камыниной в театре «Глобус» открыт новый проект с названием «Третья сцена».
Проект даст возможность актерам проявить себя в моноработах — представить на сцене свои творческие идеи, которые не всегда воплотимы в рамках репертуарного театра. («Поизгаляться», насколько это возможно, как говорят актеры). Идея «Третьей сцены» витала в воздухе уже давно и нашла свое реальное воплощение с приездом в театр Александра Галибина.
«Право первой ночи» досталось Ирине Камыниной, которая представила на суд зрителей моноспектакль по «Повести о Сонечке» Марины Цветаевой.
— Работа задумана еще пять лет назад и начиналась с конкурса самостоятельных актерских работ, который проходил в Доме актера, — говорит актриса.
Тогда она получила вторую премию и приз зрительских симпатий. А главное, поняла, что из материала можно создать цельный спектакль — динамичный и увлекательный. В моноспектакле Ирина выступила и автором сценария, и актером, и режиссером.
В процессе работы актриса сделала для себя много интересных открытий. Оказалось, что Сонечка (Софья Андреевна Галидей, актриса Театра им. Вахтангова), в свое время столь поразившая воображение Марины Цветаевой, имела прямое отношение к Новосибирску. Уехав из столицы, где ее артистическая судьба складывалась не очень удачно, она три года проработала в нашем ТЮЗе («Глобус»).
— Вначале Сонечка была для меня лишь историческим персонажем, — говорит актриса, — потом я узнала этот интересный факт и много расспрашивала о ней Зою Булгакову, которой довелось играть на сцене вместе с Софьей Андреевной.
Сонечка по своей природе была не такой «компактной», как наша травести (у Зои Булгаковой — 34 размер обуви), но тоже очень миниатюрной, и из-за феномена «вечной девочки» не получала больших драматических ролей. К тому же Сонечка была из тех, кому трудно петь в хоре. «Тебе надо быть на сцене одной», — говорили ей. Индивидуально Сонечка славилась своими прекрасными моноработами.
Моноспектакль составлен из монологов Сонечки и Марины и требует от актрисы искусства перевоплощения и вживания в образ. В Марине она больше играет саму себя. Сонечка подана более отстраненно:
— Были сомнения, что Сонечка во многом придумана Мариной — цветаевская стилистика, речь, выражения, мысли, чувства, отношение к миру... Но, когда прочитала письма Сони, поняла, никакой придумки нет, именно такой она и была. Ее речь передана Мариной один в один.
Актерского темперамента Ирины хватило, чтобы весь спектакль держать в напряжении зал. Что крайне важно для моноработы, где все держится только на «солисте».
Спектакль сыгран при минимуме декораций и музыкального оформления — лейтмотивом звучит незатейливая темка, аранжированная песенка «Крутится, вертится шар голубой» — любимая Сонина мелодия.
***
В перспективе проект «Третья сцена» предполагает создание в гостевой «Глобуса» специальной камерной сцены для самостоятельных актерских работ. Третья сцена предполагается мобильной — легко собирющейся и разбирающейся к случаю. Она должна была появиться еще до нового года, но обстоятельства (в том числе и пожар) отодвинули ее открытие предположительно на май. А тем временем в театре в рамках проекта «Третья сцена» уже готовятся новые актерские работы.