Роман, оставшийся в веках

31 мая 2006
Ольга Ярославцева, «Честное слово»

В тот год, когда Александр Дюма познакомился с куртизанкой Мари Дюплесси, она считалась самой красивой и элегантной женщиной Парижа. Ее узнавал каждый — по букету камелий, без которого она не появлялась на торжествах и премьерах. Роман Мари и Александра был вспышкой — яркой, страстной, а потому недолгой. Однако он перешел на страницы другого романа — «Дама с камелиями», который будет жить вечно. 13 июня Новосибирский академический театр «Глобус» представит премьеру одноименного спектакля, и мы увидим беспечную и знаменитую куртизанку своими глазами.

Следует отметить, что в то время, о кото­ром идет речь в романе А. Дюма, куртизанки пользовались не столь дурной славой, как мы можем подумать сегодня. Можно даже сказать, что они пользовались уважением, — в первую очередь, мужчин. От добропорядочных жен, скованных строгой моралью и не прочитавших ни одной книги, солидные чиновники бежали в салон курти­занки — женщины, обладавшей знаниями и собственными суждениями, притягательно раскрепощенной в обществе. К ним присоединялись и знаменитые литераторы, скульп­торы, композиторы... На капризы и прихоти порочных красавиц мужчины, не скупясь, тратили огромные деньги, но никогда об этом не жалели. Поэтому куртизанки жили в роскоши и довольстве, носили безумно дорогие украшения и наряды, заставлявшие жен­щин из общества плакать от досады.

Одной из таких куртизанок и была Ма­ри Дюплесси — высокая изящная брюнетка с лебединой шеей и продолговатыми вос­точными глазами. Александр Дюма-сын по­любил в ней падшую женщину, он жалел ее и считал одной «из последних представи­тельниц той редкой породы куртизанок, ко­торые обладали сердцем». Однако бедность молодого человека заставила его отступить от предмета безумной любви и столь же бе­зумной ревности. Ведь Мари и не думала быть ему верной. Александр знал, что «мог на каждом шагу встретиться с человеком, который был любовником этой женщины или будет завтра».

История их красивой и трагической любви была создана А. Дюма-сыном в 1852 году. Куртизанку в нем зовут Маргаритой Готье, а застенчивого, небогатого провинциала, ко­торый любил ее всей душой и которого она сама, первый и последний раз в жизни, любила по-настоящему, — Арманом Дювалем. «Дама с камелиями» нашла свое воплощение и в бесчисленных театральных поста­новках, и в опере («Травиата» Верди), и в кинематографе. Роль Маргариты играли блистательные театральные актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, русские актрисы XIX века Гликерия Федотова — в Малом — и Мария Савина в Александрийском театре. А великая Грета Гарбо в 1937 году за эту роль в третий раз была номинирована на «Оскар».

В новосибирском «Глобусе» осущест­вить знаменитую постановку взялся глав­ный режиссер театра Алексей Крикливый. Роль Маргариты предоставлена Елене Ивакиной, а Армана Дюваля будет играть сту­дент театрального института Дмитрий Шульга. Умножит ли этот тандем славу ве­ликой мелодрамы — узнаем на премьере!