Под детский поход нужен подход

31 января 2018
Яна Доля, «Честное слово»

Детские спектакли только называются детскими — на самом деле их создатели используют те же законы сценического воплощения, которые работают и во взрослых драмах. Тем не менее у детских спектаклей имеются свои секреты, которые постараемся раскрыть в нашей статье

Питерский режиссер Евгения Никитина искренне полагает, что в детском спектакле обязательно должна присутствовать интрига, иначе детям будет просто неинтересно его смотреть. Вот почему в ее постановке в новосибирском театре «Старый дом» произведения чилийского писателя Луиса Сепульведы развивается линия хитрых и голодных крыс, которые хотят закусить птенцом, равно как искушению вкусным обедом поддаются и другие животные. В книге же «Мама-кот» все достаточно мило и просто: животные сразу принимают вылупившуюся Фортунату и всячески ей помогают. Проще говоря, в книге вообще размыты понятия плохого и хорошего. А в спектакле детей учат мыслить правильно: крысы не так уж плохи: просто они голодные. Любую позицию можно оправдать, считает режиссер.

Помимо наличия интриги, в спектакле выполняются акробатические трюки (Ян Латышев), исполняются зажигательные латинские танцы (Александр Шарафутдинов) и песни, ведь зрелищность — тоже важная составляющая часть производимого впечатления. Зооморфические переложения учат детей словесному творчеству («Поставить птицу на крыло», «Чтоб мне век колбаски не видать!», «Я умываю лапы»). А сама сказка не обходится без поучений: «Легко любить того, кто похож на тебя, но сложно того, кто от тебя отличается», или: «Летать может только тот, кто ничего не боится».

Сказка «Мама-кот» написана изначально для детей и, будучи воплощенной на театральных подмостках, стала смешным и одновременно полезным спектаклем для семейного просмотра. А вот как ставить для детей не совсем детское произведение — такое, как «Голый король» Евгения Шварца? Мне стало любопытно, как решит эту задачу молодой, но уже зарекомендовавший себя новосибирский режиссер Павел Южаков, и я, конечно же, не пропустила премьеру в Первом театре.

Во-первых, в пьесе Шварца много щекотливых моментов — скажем, когда Король решает проверить, не внебрачная ли дочь его избранница. Тему внебрачного рождения Павел полностью исключил — в его спектакле Принцессе «грозит» немилость из-за того, что она лишь нарушила дисциплину.

Кстати, явно прослеживающаяся в пьесе линия нацизма в новосибирском спектакле решена явно, но не жестко. Так, свастику заменяет расправивший крылья попугай. Милитаристский стиль одежды придворных дополняется интересной, оригинальной, соответствующей стилистике спектакля музыкой.

Конечно, Павел не был бы Южаковым, если бы не включил в свое творение современные реалии и даже интерактивный момент игры с сидящими в зале детьми. При этом режиссер пошел еще на поводу современных детей, добавив в виде угрозы Королем такую фразу: «А потом лишу вас жалованья» , ведь деньги так важны сегодня.

Спектакль «Голый король» имеет при этом оригинальный реквизит и костюмы. Скажем, свиней заменяют тумбочки, а из костюма переодетого в ткача Генриха забавно торчат булавки.

Однако режиссер оставил моменты, которые детям не понятны, а взрослым просто не интересны и не актуальны — в частности, фразы, которые произносят фрейлины в виде предупреждения Принцессе: «Вы так невинны, что...».

При постановке сказки «Серебряное копытце» театром «Глобус», предположу, стояла задача не только превзойти литературную основу, сделав спектакль максимально зрелищным, но и расширить действие (ведь сказка Бажова занимает всего четыре страницы). Поэтому Даренка рассказывает кошке Муренке историю про Степана, искушаемого Хозяйкой Медной горы, в спектакле появляется Голубая змейка, и ставятся пластические номера, и артисты поют вживую (по сути, «Серебряное копытце» московского режиссера Марии Котловой — это мюзикл).

Масштабность постановки, конечно, завораживает, но из сказки исчезает сказовая сакральность. А когда Мария Соболева делает оговорку, и вовсе теряется величие Медной горы Хозяйки. Даже «трюк» с пролетом Хозяйки по воздуху выглядит лишним: слишком очевиден канат. (Следует при этом заметить, что танец извивающейся Голубой змейки в исполнении той же Марии выглядит просто завораживающе — благодаря необычному музыкальному ритму, просто созданному для этого образа).

Спасают бажовский дух, на мой субъективный взгляд, песни в стилистике народного фольклора, написанные Романом Столяром и Инной Кремер специально для «Серебряного копытца», и красивые декорации. Дети из студии пластики тоже покорили своим мастерством, однако без программки не ясно, что они изображают камни и звезды.

Что же здесь сделано именно для детей, спросите вы? Во-первых, в спектакле дана история героя, не поддавшегося искушению и получившего за это награду (в книге он умирает). В сказке присутствует мораль: что золота без работы не получить, равно как и та истина, что только добрые желания исполняются. Ну и, конечно, показанное в дни новогодних каникул «Серебряное копытце» несет с собой ту сказочную красоту, которая будит детское воображение и рождает эстетическое чувство.

Театр «Глобус» подарил в этом сезоне детям еще одну сказку — «Птичка на счастье», правда, для самой маленькой, так называемой бэби-публики. Спектакль имеет жанр — снежный поход и призван вовлечь ребенка в сказку интерактивным образом.

Заключается снежный поход в следующем: детей собирают в одной комнате, и оттуда всей командой вместе с родителями они отправляются в сказочный лес, где снег заменяет специальный хрустящий наполнитель, где множество елок, переодетых в зверюшек артистов, и где им следует отыскать Синюю птицу счастья. Чтобы птица прилетела, требуется, во-первых, примирить всех зверюшек, включая сову, поводить хоровод вокруг елочки и даже научиться играть с колокольчиками. И даже самым маленьким даются наставления от Деда Мороза — в частности, по поводу полезности использования кормушек для птиц. Тем самым детей уже с малых лет приучают к труду и доброте.

«Птичка на счастье» тоже очень красивый спектакль, если можно так назвать это необычное представление. Здесь малыши не только получают эстетическое удовольствие и заветное перо счастья и удачи, но и познают музыку: белочка играет на скрипке, сова — на ксилофоне, а им самим, как уже было сказано, попадают в руки колокольчики.

Найти подход к ребенку при создании театральных постановок очень важно. Имеет значение и время длительности представления, от которого зависит внимание малышей, и даже интонация речи персонажей. Скажем, постановка Сергея Чехова «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» была снята с репертуара театра «Старый дом» спустя три года после премьеры: как рассказала в непринужденной беседе с корреспондентом газеты «Честное слово» одна из сотрудниц театра, родителям не понравился современный театральный язык спектакля. Видимо, классику нельзя руками...