От танго до свободы

25 августа

Наталия Дмитриева, «Ведомости»

Долгие месяцы «бескультурья» позади: новосибирские театры приступили к репетициям, и сентябрь ожидается очень насыщенным. «Ведомости» насчитали сразу семь премьер

«Танго морген, танго пли» («Глобус») — 23-24 сентября

Этот документальный спектакль посвящён 75-летию Победы, его сюжетной основой стали семейные истории новосибирцев, чьи родственники жили в Новосибирске в военные годы. Работа над премьерой началась в октябре 2019 года, когда режиссёр Анастасия Патлай и драматург Андрей Иванов в течение недели общались с жителями города и в режиме нон-стоп встречались с работниками музеев, собиравшими когда-то интервью ветеранов. Создателей спектакля интересовала не столько официальная версия, сколько личные истории тех, кто трудился и жил в Новосибирске в годы войны.

 Мы вычленили несколько сюжетов для нашей документальной пьесы, связанных с жизнью в тылу в годы Великой Отечественной войны, — рассказывает Анастасия Патлай. — Один из главных сюжетов — изнурительный труд женщин и детей на заводах. Есть и другие. Потеря кормильца, который ушёл на фронт. Жесточайший дисциплинарный режим на предприятиях. Большое количество эвакуированных, которые составили треть всего населения Новосибирска. Огромная «культурная» эвакуация, эвакуация целых заводов и предприятий. Тема эвакогоспиталей. Отталкиваясь от этих сюжетов, мы работаем с тем, как это отразилось на нас, потомках воевавших и трудившихся в тылу. То, что мы сделали с актёрами театра «Глобус», — это работа с памятью.

«Карьера Артуро Уи» (театр «Красный факел») — 26-27 сентября

Весной режиссёр Глеб Черепанов поставил спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Карьера Артуро Уи», но публика его так не увидела — закрытый показ прошёл за несколько дней до начала официального карантина. Теперь зрители смогут познакомиться с биографией мелкого гангстера, который эволюционировал до хозяина Чикаго.

«Дело» («Красный факел») — 19-20 сентября

К открытию своего 101-го театрального сезона «Красный факел» готовит премьеру сатиры «Дело» по одноименной пьесе Александра Сухово-Кобылина. Над постановкой работает известный новосибирцам режиссёр Дмитрий Егоров, уже выпустивший в «Красном факеле» два спектакля — «Историю города Глупова» и «Довлатов. Анекдоты», а также спектакль-концерт «НЕтрезвая жизнь» в «КаФе». В центре внимания Дмитрия Егорова всегда находятся актёр и текст — и перенасыщать техническими чудесами нынешнюю постановку режиссёр также не намерен. Более того, он говорит, что спектакль будет в хорошем смысле слова «академичным», что, естественно, порадует «классического» зрителя.

 Предыдущие мои спектакли в «Красном факеле» так или иначе посвящены бытованию человека в Российском государстве. И в этом смысле «Дело» легко встраивается в общую систему и становится завершением этой трилогии, — поясняет режиссёр. — Во многом это происходит и потому, что с артистами «Красного факела» мы всегда легко и с удовольствием вступаем в диалог на тему российского, советского, русского — как угодно называть — бытия. Великое качество русского человека — уметь смеяться даже в самых отчаянных ситуациях, когда кажется, смеяться уже не над чем. Смех спасает, является лекарством для выживания.

«Петерс» («Старый дом») — 18–20 сентября

Главный режиссёр театра Андрей Прикотенко ставит спектакль по камерному рассказу Татьяны Толстой"Петерс«: творческая группа интригует — зрителей ожидает аттракцион с магическими преображениями артистов, пространства и времени. Сам рассказ работает на пробуждение романтической фантазии даже в самом закоренелом технаре. Воздушные женщины летают в облаках, Петербург осязаемо хлещет «дождевыми оплеухами по близорукому лицу, по фетровой шляпе, по пузечку» — язык Татьяны Никитичны, как всегда, уводит в чудесные миры, где обычные вещи приобретают Душу.

 Спектакль «Петерс» для меня — ход в другую сторону, мой поиск чего-то нового и неизведанного в театре, — говорит Андрей Прикотенко. — Есть рассказ всего на девяти страницах, который будет превращён в большой спектакль. Каким образом — пока загадка. Есть манящая лирика, замечательный язык Татьяны Толстой, есть много обаятельного внутри самой истории, но всё, что можно было бы применить из собственной практики, абсолютно несостоятельно, и в этом главный вызов и радость новой работы.

«Теория Счастья и Свободы» («Первый театр») — 10–12 сентября

А «Первый театр» откроет сезон «практикой неудачников» — спектакль-тренинг режиссёра Александра Андрияшкина создаётся без литературной основы в формате сочинительского театра, сотворчества актёров и постановщика. «Мы берём тему лузерства и противопоставляем её всеобщей нацеленности на «успешный успех», — сообщает творческая команда, обещая зрителю взгляд на культ победы через оптику людей, которые с точки зрения общества плетутся в хвосте общественного прогресса. Перформативный театр существует давно, как и театр сочинительский. И тот, и другой — нечастые гости в рамках драматического репертуарного театра. Подход «Первого театра» — соединить оба метода.

 Идея спектакля «Теория Счастья и Свободы» родилась из нашей лаборатории с «Первым театром», где мы, с одной стороны, иронизируем над всякого рода тренингами, но одновременно признаёмся в потребности просто нажать волшебную кнопку «счастье», — говорит режиссёр.

«Маруська» («Мастерская Крикливого и Панькова») — 25 сентября

Первой премьерой сезона станет моноспектакль Варвары Поповой «Маруська» по пьесе драматургаЕкатерины Васильевой «Однажды мы все будем счастливы». В спектакле режиссёр, рассматривая детско-родительские отношения через историю девочки-подростка, размышляет о том, как непонимание близких и постоянное ощущение одиночества влияют на совсем юного человека. Над спектаклем работают художник Каринэ Булгач, композитор Максим Мисютин, главную роль исполнит актриса Анастасия Косенко.

«Волшебник Изумрудного города» (Новосибирский театр кукол) — сдача 8 сентября

Режиссёр Григорий Гольдман ставит свою версию культовой сказки, в которой девочка Элли в компании «единомышленников» путешествует по дороге из жёлтого кирпича, обретая новые смыслы в жизни. Основой для режиссёрского творчества послужила не хрестоматийная версия и не оригинал Фрэнка Баума «Волшебник из страны Оз», а сценарий украинского писателя Игоря Талалаевского. Без Тотошки.

 У нас получается драматический спектакль, а не кукольный. Куклы будут, но у них больше вспомогательная роль, — говорит режиссёр. — В новосибирском театре упор на тростевую куклу, она центр репертуарной афиши, а вот спектакля, где живые актёры могут поиграть и себя показать, — нет. И я подумал, что хорошо театру иметь и такой спектакль — большой, живой, костюмированный, с необычными декорациями.