Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

От мегаполиса до деревни

18 Мая 2007

Сергей Самойленко, «Континент Сибирь»

 Театр «Глобус» почти подряд выпустил две премьеры на малой сцене. Сначала был представлен спектакль Алексея Крикливого «Наивно. Супер» по роману норвежского писателя Эрленда Лу, через каких-то пару недель — поставленная Мариной Брусникиной трагикомедия «Саня, Ваня, с ними Римас» по пьесе Владимира Гуркина. Оба спектакля можно отнести к несомненным удачам театра.

Объединить рецензии на два совершенно разных спектакля хоть и одного театра — поступок, может быть, опрометчивый. Две более различных постановки просто невозможно представить. Судите сами. Одна — по роману современного норвежского писателя, в последние годы ставшего международной мегазвездой, другая — по пьесе нашего соотечественника, известного широкой публике как автор сценария фильма «Любовь и голуби». В «Наивно. Супер» заняты самые юные актеры театра, вчерашние и позавчерашние студенты; в спектакле Брусникиной — весь цвет среднего поколения. Спектакль Крикливого нашпигован реалиями сегодняшнего дня, действие в нем не знает границ — глобализм торжествует от Норвегии до Нью-Йорка; у Брусникиной в спектакле время действия — сначала первые недели Великой Отечественной войны, а затем — 1949 год, а место — забайкальская деревня. В общем, диаметрально противоположные спектакли. Но, собственно, это различие интересно, в этом различии и заключается секрет успеха театра, умеющего предлагать продукт самым разным категориям зрителя.

Алексей Крикливый поставил спектакль про молодых и для молодых. Хотя, надеюсь, интересен он будет всем, кто сохранил в душе что-то от наивного детского восприятия мира, не потерял способность задаваться простыми вопросами и удивляться чудесности и сложности мира. Как это делает герой, молодой человек 25 лет, прямой наследник Холдена Колфилда. Сходство норвежского романа с повестью Селинджера настолько сильно, что «Наивно. Супер» можно считать чуть ли не современным римейком «Над пропастью во ржи». Героев роднит нежелание принимать законы скучного взрослого мира, неготовность жить по этим законам. Даже то, что у обоих есть серьезные старшие братья. В спектакле Крикливого нет какой-то одной истории, он сделан как цепь почти произвольно цепляющихся друг за друга эпизодов — встреч и разговоров героя (Александр Соловьев) с друзьями, братом (Дмитрий Шульга), девушкой Лизой (Анна Михайленко), маленьким мальчиком Берре (Никита Сарычев). Телевизоры и большая песочница в центре, вокруг которой удобно кататься на велосипеде, — вот и вся сценография. Всего в спектакле заняты семь человек (и Вячеслав Кимаев появляется на экране в образе профессора Поля Девиса, рассказывающего о теории относительности), все в разноцветных футболках со смайликами на груди, каждый играет сразу по несколько небольших ролей — а вместе получается и портрет, громко сказать, поколения next, и огромный мир, населенный самыми разными и странными людьми и даже животными. Белый медведь, во всяком случае, регулярно появляется.

Спектакль — возможность на два часа перестать быть серьезным взрослым человеком, обремененным кучей забот, возможность — счастливая — почувствовать, что детство не прошло окончательно и бесповоротно, почувствовать радость, узнавая в персонажах самого себя. Крикливый умеет разбудить во взрослом ребенка, потому что сам, как было сказано об одном поэте, «наделен каким-то вечным детством» — и за это огромное ему спасибо. Спектакль получился трогательный, нежный, одновременно грустный и смешной, при всей внешней детскости задающий взрослые вопросы. Возможно, в россыпи эпизодов не все равноценны, а молодые артисты еще не достигли полной естественности и свободы — но спектакль, безусловно, получился. Хотя трудно было представить, как инсценировать прозу Лу, в которой и диалогов-то нет, лишь одни перечисления — вещей, которые герой любит, не любит, о которых что-то знает и пр. Возможно, поэтому местами спектакль напоминал литературный театр, что, впрочем, не вредило.

Марина Брусникина в литературном театре как раз сильна — в «Глобусе» она ставила «Мою Марусечку», где проза была разложена на всех актеров, да и в других театрах этот прием часто использовала. Но в этот раз она взяла полноценную пьесу — и поставила спектакль просто какой-то гиперреалистичный. История в пьесе Гуркина проста. В сибирской деревне живут три сестры с семьями, косят, любят, выпивают, парятся в бане. Мужчин пока не призвали, один инвалид, а двоим приходится спешно бежать на фронт, дабы их по доносу председателя-самодура не забрали органы. Второе действие — через четыре года после Победы. Возвращается из двух один и попадает в аккурат на свадьбу своей законной, которая, устав ждать, собирается замуж за соседа-прибалта, в свое время предупредившего об аресте и спасшего тем самым жизнь. История немудреная, и весь смак спектакля в том, как разыгрывают эти сцены деревенской жизни артисты Людмила Трошина, Ирина Нахаева, Галина Яськова, Юрий Буслаев, Артур Симонян и Павел Харин. Сцена превращается в крестьянский двор со стогом сена, крыльцом, столом и лавками настолько убедительно и настолько естественно обживается, что даже самый что ни на есть городской житель в третьем поколении начинает чувствовать свои крестьянские корни. Спектакль, как и пьеса, напоминает о мощной линии отечественной литературы, кино, театра — и видно, насколько эта линия близка, понятна и комфортна артистам, получающим от своих ролей колоссальное удовольствие, что, естественно, передается и зрителю.

Спектакль живет актерской импровизацией, рискованными любовными сценами, от которых пышет настоящей страстью, солеными шутками, застольями, телесностью, смесью скабрезного комизма и высокого трагизма, соединением частных жизней с историей. Возможно, во втором действии Артур Симонян излишне педалирует громогласность своего контуженного героя, доводя до фарса; возможно, дважды «в лоб» включать «Прощание славянки» чересчур — но нельзя не признать, что спектакля с такими мощными актерскими работами, так сильно воздействующего на зрителя в «Глобусе» давно не было. Стоит, пожалуй, лишь пожалеть, что главные успехи театра связаны с малой сценой, а на большой ничего столь же убедительного давно уже не было.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272