Ольга Обрезанова: «Я люблю в людях несовершенство»

28 октября 2020

Лилия Вишневская, «Бумеранг»

Новосибирцам приготовили «Доклад о медузах»

Второй сезон семейного проекта «Детки и предки» открылся премьерой вНовосибирском молодежном театре «Глобус». 14 и 15 октября спектакль «Доклад о медузах» по роману Али Бенджамин в переводе Ольги Варшавер был представлен зрительской аудитории. Режиссером спектакля выступила выпускница Новосибирского театрального института (мастерская Сергея Афанасьева) Ольга Обрезанова, художник-сценограф — Антон Болкунов.

«О медузах» и не только

Первой копродукцией второго сезона стал «Доклад о медузах». Следующий спектакль для юных зрителей пройдет в ноябре — это совместная постановка с Молодежным драматический театром «Первый театр». Анна Морозова, музыкант, режиссер, чьи постановки успешно идут в Театре под руководством Сергея Афанасьева, в содружестве с художником Анной Поляковой представит мюзикл «Меня удочерила горилла» Ф. Нильсон. Это уже второй опыт сотрудничества как с «Первым театром», так и с тандемом Ольга Обрезанова — Антон Болкунов. В прошлом сезоне «Деток и предок» в Первом театре этой командой был поставлен спектакль «Тоня Глиммердал», ставший лауреатом сразу двух престижных фестивалей-конкурсов: «Артмиграция — детям» иНациональной театральной премии в области театра для детей «Арлекин».

Кроме того, наградами был отмечен спектакль «Омлет с сахаром» по книге Ж.Ф. Арру-Виньо в постановке четы Елены и Владимира Кузнецовых: они обладатели Гран-при VМеждународного фестиваля спектаклей для детей и подростков «Сибирский кот» и Диплома лауреатов Театральной премии «Парадиз». В номинации «Лучший актерский ансамбль» спецприз на «Парадизе» получил коллектив Мастерской Крикливого и Панькова — за спектакль «Калечина-малечина» по роману Е. Некрасовой.

Young adults-бестселлер

«Доклад о медузах» — первая книга Али Бенджамин, популярной американской писательницы, специализирующейся на молодежной литературе. Повесть вышла в 2015 году и сразу стала бестселлером, заработав пять звездных обзоров! «Доклад о медузах» переведен на 20 языков и издан в 30 странах. Но мало кто знает, что книга родилась благодаря... неудаче. Однажды Али всерьез увлеклась медузами и написала о них научно-популярное эссе, которое отправила в глянцевый журнал. Целый год эссе пролежало в редакторском столе и не вышло в печать. Но Али не готова была расстаться со своими медузами. Так возникла эта трогательная художественная книга.

В России young adults-бестселлер появился в 2018 году благодаря издательству «Самокат». Книга тут же вошла в круг чтения нескольких поколений — от тинейджеров до сорокалетних. «Доклад о медузах» пережил несколько тиражей и наконец стал объектом театральной реальности. Причем в театре глубоко репертуарном, где традиционно отдают предпочтение привычным классическим названиям.

Как рассказала Ольга Обрезанова, она искренне увлечена современной детской литературой, которая помогает взрослым возвращаться к себе, и очаровывает детей, несмотря на известное сопротивление инакомыслящих взрослых «Ведь „подростковье“ — время, когда априори тебе интересны только ровесники. В этом возрасте книги, фильмы — это то, что передается друг другу так же, как сексуальные знания», — считает режиссер.

Чувство тотального одиночества

Рассказ выстроен по структуре научного доклада. Главная героиня Сузи Свансон учится в седьмом классе, а еще — она не разговаривает с людьми, потому что после гибели лучшей подруги разговоры кажутся ей пустой тратой времени и смысла. Взрослые говорят, что иногда страшное случается без всякой причины. Это неправда! Фрэнни Джексон не могла просто утонуть, ведь она так хорошо плавала. Ее наверняка погубила редкая и опасная медуза. Шаг за шагом, как настоящий исследователь, Сьюзи ищет подтверждение своей гипотезы. А заодно постигает жизнь, смерть, чудеса Вселенной... Она взрослеет.

 Я люблю в людях несовершенство. Наверное, поэтому мне очень близка главная героиня, — рассказывает режиссер. — Сьюзи переживает очень взрослую рефлексию. Она еще не понимает, что детство уже закончилось. И этап взросления для нее очень тяжел. Страшно, когда ребенка пожирает чувство вины, когда он чувствует себя непонятым, ненужным. При этом он очень сильный. Сейчас вообще очень сильные и умные дети. Сильный ребенок обычно не показывает чувств, прикрывается чем-то другим. В нашем случае важно чувство тотального одиночества героини. Это очень широкая тема, которая понятна каждому. Подростки вообще сильно одиноки — это переживает практически каждый человек. Чувство изоляции — ключевое в книге. От него идут все остальные чувства. Однажды Сьюзи принимает решение вообще не разговаривать. Это дает нам отправную точку...

Спектакль интересен тем, что в нем есть тема смерти, развода, дружбы и предательства. Тема жизни, наконец. Возраст 12-13 лет, как правило, самый сложный. И каждый ребенок будет проживать его сам. В этом и есть смысл жизни. Со своей стороны, взрослый должен быть готов к чуткости и честному разговору. «Потому что всегда и всё идет из семьи», — считает режиссер.

Театр сопереживания

Ольга просто убеждена в том, что театр дает отличную возможность сопереживать себе через сопереживание герою, что очень важно для подростков.

 Театр удивителен тем, что дает некий буфер для рефлексии. Если тебе стыдно погружаться в собственные эмоции, театр дает возможность сопереживать герою. Но на самом деле мы сопереживаем себе. Для ребенка и подростка это важно. Я сейчас не говорю, что театр может кого-то учить или куда-то направлять, морализаторствовать. Театр — это не терапия, не психология. Я не люблю, когда режиссеры ставят такие цели. Чем проще и добрее твои цели — тем лучше.

Свой спектакль, где есть нарастающая интрига и раздумья о смысле бытия, рокировка с героями и злодеями, наконец светлый финал, режиссер новосибирского «Доклада о медузах» ориентирует на семейную аудиторию.

 Мне кажется, сейчас грань детского и взрослого театра в России начала стираться. И это прекрасно, потому что на детских на спектаклях родители часто получают больше, чем дети. Мы не можем заставить ребенка рефлексировать и чувствовать что-то. Ему может быть интересно или неинтересно, близко или не близко — чувственный уровень у него другой. У каждого — индивидуальный, несмотря на то что есть какая-то возрастная психология. Наш спектакль — повод для разговора родителей с детьми. И это самое главное...