Обещали вернуться

18 декабря 2019

Светлана Фролова, «Советская Сибирь»

В Новосибирске завершился XIII Международный Рождественский фестиваль искусств

Рождественский фестиваль завершился грандиозным ночным спектаклем-перформансом в метро. И уехал по рельсам вдаль, чтобы вернуться через три года.

Крупнейший за Уралом культурный форум открылся 2 декабря и продолжался две недели. Все это время на нескольких площадках города артисты, музыканты и художники играли каждый в свою игру. Иногда приглашая и зрителя поучаствовать в празднике искусства.

Маски и сказки

В день открытия фестиваля легенда русского рока Олег Нестеров и его группа «Мегаполис» представили в Доме ученых Академгородка проект «Из жизни планет».

 Наш спектакль — это музыкальное посвящение неснятым фильмам шестидесятых, — рассказал Олег Нестеров после показа. — И это исследование малоизученного феномена — неснятых фильмов тех времен. Самые великие не сняли самые великие фильмы: Шукшин — «Степана Разина», Панфилов — «Жанну Д’Арк», Климов — «Вымыслы». И случайно наткнувшись на этот феномен, я был приговорен к тому, чтобы о нем рассказать. Не только посвятить музыку этим неснятым фильмам, но и поговорить о них, причем разными способами — как сейчас говорят, мультиплатформенно. Я имею в виду и сайт, за который я получил национальную премию «Книга года», — там как раз этот феномен очень ярко представлен, и молодые люди, а проект вообще для молодых, не сходят с него неделю, — и просто музыку. И конечно же, спектакль, где, помимо звучащей музыки к этим фильмам, я рассказываю про свободу и несвободу, жизнь невоплощенных замыслов после смерти, о художнике и власти. И конечно же, про эпоху. Про время, когда все получалось. Короткий «викторианский» период в жизни нашей страны — года четыре, не больше, с эпицентром 30 ноября 1962 года. 1 декабря была известная выставка в «Манеже» со всеми вытекающими (1 декабря 1962 года ее посетил и раскритиковал Никита Хрущев. — Прим. автора). И все покатилось под откос.

Еще одной постановкой, открывшей Рождественский фестиваль в Новосибирске, стала комедия масок «Зобеида» по пьесе итальянского сказочника Карло Гоцци от Российского академического молодежного театра. Пьеса эта малоизвестная, хотя уже много лет существует замечательный перевод Татьяны Щепкиной-Куперник. В профессиональном театре она в последний раз ставилась в далеком 1926 году.

По словам режиссера спектакля Олега Долина, он, напротив, решил сделать посвящение не конкретной эпохе, а всему театру.

 Это такое признание в любви вообще театру и людям театра, — пояснил он. — Причем и актерам, и сцене как отдельному миру.

Столичный постановщик, кстати, сразу заметил, что, по мнению артистов РАМТа, зритель в Новосибирске очень внимательный и вдумчивый.

 Здесь взыскательная, театральная, культурная публика. Ведь и город такой. Здесь и режиссеры прекрасные водятся — и наездами, и вообще. Поэтому с новосибирским зрителем мы чувствуем себя совершенно наравне, — сказал режиссер на пресс-конференции.

Река и паровоз, которого не будет

Вообще, театральный блок фестиваля оказался самым впечатляющим. В Новосибирск, кроме уже названных РАМТа, Олега Нестерова и «Мегаполиса», приехали МХТ им. А. П. Чехова, Центр имени Вс. Мейерхольда, электротеатр «Станиславский», Театр взаимных действий из Москвы, а также арт-площадка «Станция» из Костромы, российско-германский проект Russian FarForY и Камерный театр из Воронежа. Псковский академический театр драмы привез свой знаменитый спектакль по прозе Платонова «Река Потудань».

Напомним, что «Река Потудань» в этом году была выдвинута на национальную театральную премию «Золотая маска» в шести номинациях, участвовала в Александринском фестивале в Петербурге, в Платоновском фестивале в Воронеже, в архангельском фестивале «Европейская весна», а поставивший спектакль Сергей Чехов (кстати, бывший новосибирец) стал лауреатом премии Президента России для молодых деятелей искусств.

Еще одним открытием для новосибирского зрителя оказался проект сына легендарного режиссера Анатолия Эфроса Дмитрия Крымова «Сережа» — вольная интерпретация романа «Анна Каренина». Его рекомендовал увидеть новосибирцам Олег Долин. Режиссер РАМТа заявил на пресс-конференции, что Дмитрий Крымов — уникальный художник со своим миром и видением.

 Есть такие художники, с которыми ты можешь не соглашаться или не принимать то, что они делают, — отметил он.

И в сущности, оказался прав. Может быть, с первого показа зрители и уходили, потому что «невозможно так поступать с классикой», но авторы спектакля с этими зрителями не согласны.

 Мне кажется, мы отталкиваемся от этой классики и пытаемся в ней пожить, поимпровизировать, — объясняет актриса Мария Смольникова.— Анна живая, наверное, у меня, ищущая свою суть, кто она. Вначале она много болтает, боится остаться с этой тишиной, потому что в тишине ты сталкиваешься с какой-то истиной. Поэтому-то ее и нужно срочно закрыть болтовней. А ведь, в сущности, такое происходит со многими сейчас. Она неосознанно вышла замуж. Так часто бывает — себя не знаешь, а сближаешься с человеком, и потом приходится причинять ему боль.

По словам актрисы, Толстой, Достоевский, Островский — это «безумно живые, мятущиеся и греховные люди».

 Сейчас они для нас классики, и мы поставили их на полочку. А классики непостижимы, и с ними только так и можно, — уверена Мария Смольникова. — Мне было бы очень интересно, если бы Толстой пришел к нам на спектакль. И мне кажется, он бы не ушел. Он бы подошел к нам, начал бы обсуждать, спорить. Мне кажется, это был бы страстный разговор. Может быть, я и не права. Хотя, с другой стороны, я вообще не очень люблю современную драматургию, и многие современные искусства для меня пусты.

И хотя в постановке не было ожидаемого финального паровоза, новосибирских зрителей покорили символический язык спектакля и самоотверженность занятых в нем актеров.

Ночь в метро

В ночь с 12 на 13 декабря в рамках III Международного Рождественского фестиваля искусств в новосибирском метро был представлен проект «Предел». В аннотации сказано, что это site-specific-театр в пространстве, альтернативном классической театральной сцене, имеющем историю, характер и собственную уникальную атмосферу.

 «Предел» — это конечная станция, провокация зрительских ощущений в привычном городском пространстве. Не ждите спектакля-представления, где актеры что-то показывают, а зрители — смотрят, — предупредили гостей организаторы.

Но даже они не были до конца уверены в том, куда попадут зрители в итоге. Собственно, наверное, в этом и есть суть современного искусства — провоцировать и постоянно разрушать зрительские ожидания.

От джаза до фолка

Что касается музыкальной части фестиваля, она была, возможно, еще более разнообразной, чем театральная, и могла удовлетворить вкус самого взыскательного поклон­ника классической музыки и даже рока.

Рождественский фестиваль привез в столицу Сибири Юрия Башмета и «Солистов Москвы», «первую американскую» оперу Гершвина «Порги и Бесс» — говорят, нет другой такой оперы, созданной в ХХ веке, мелодии которой разлетелись бы на джазовые стандарты и стали настоящими хитами! Новосибирцы услышали ее концертную версию, в которой все мужские партии исполняет один певец, а все женские — одна певица (по аналогии с джазовой версией Луи Армстронга и Эллы Фицджеральд). Еще один поразительный рождественский гость — итальянский камерный оркестр I Virtuosi Italiani («Виртуозы Италии»), считающийся одним из самых квалифицированных коллективов на международной музыкальной сцене.

Новосибирская филармония приготовила новогодние подарки на любой вкус. Например, 11 декабря новосибирцы и гости города смогли побывать на уникальном юбилейном концерте-квартирнике легендарной группы «Калинов мост». Эта советская и российская рок-группа вообще-то основана в 1986 году Дмитрием Ревякиным и родом из Новосибирска. Но сейчас об этом мало кто помнит, а сам коллектив давно уже выступает в тысячных залах. Так что формат квартирника для ребят — это в некотором смысле возвращение к истокам. Впрочем, Дмитрий Ревякин говорит, что «Калинов мост» — группа «предельно пластичная», играет в разных условиях, но в акустическом формате музыкантам работать больше всего по душе. В итоге фанаты группы смогли окунуться в предельно лирическое, уютное пространство акустического этно-рока. И как следствие, быстро настроиться на крайне необходимое новогоднее настроение.

12 декабря, в заключение фестивальной программы, в Новосибирске выступил потрясающий пианист Михаил Плетнев с программой из произведений Чайковского. А за дирижерский пульт перед Российским национальным оркестром встал Станислав Кочановский. «Это молодой дирижер, которому суждено стать одним из главных героев музыкальной жизни ближайшего будущего» — такие отзывы сопровождали римский дебют Станислава. Для тех, кто по каким-то причинам не смог попасть на мероприятие, на сайте филармонии велась прямая трансляция невероятного по эмоциональному заряду концерта.