Поллианна
2
апреля вторник
18:30
14
апреля воскресенье
18:00
2 апреля 18:30 · вторник
14 апреля 18:00 · воскресенье
Поллианна
6+
Большая сцена вполне реальная история Элинор Портер
6+
Art
2
апреля вторник
18:30
2 апреля 18:30 · вторник
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Отель двух миров
3
апреля среда
18:30
3 апреля 18:30 · среда
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Дни Турбиных
4
апреля четверг
18:30
4 апреля 18:30 · четверг
Дни Турбиных
12+
Большая сцена Михаил Булгаков
12+
Чук и Гек
4
апреля четверг
14:00, 18:30
4 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+
Женитьба Бальзаминова
5
апреля пятница
18:30
5 апреля 18:30 · пятница
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Спасите Леньку!
5
апреля пятница
14:00, 18:30
5 апреля 14:00, 18:30 · пятница
Спасите Леньку!
12+
Малая сцена Малика Икрамова
12+
Ревизор
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Ревизор
12+
Большая сцена Николай Гоголь
12+
Доклад о медузах
6
апреля суббота
18:00
6 апреля 18:00 · суббота
Доклад о медузах
12+
Малая сцена Али Бенджамин
12+
Денискины рассказы
7
апреля воскресенье
18:00
13
апреля суббота
18:00
Трое в лодке, не считая собаки
7
апреля воскресенье
18:00
Учитель танцев
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Учитель танцев
16+
Большая сцена Лопе де Вега
16+
Лисистрата
9
апреля вторник
18:30
9 апреля 18:30 · вторник
Лисистрата
18+
Малая сцена Аристофан
18+
Всем кого касается
10
апреля среда
18:30
11
апреля четверг
14:00, 18:30
Игроки
10
апреля среда
18:30
10 апреля 18:30 · среда
Игроки
16+
Малая сцена Николай Гоголь
16+
Каштанка
11
апреля четверг
14:00, 18:30
11 апреля 14:00, 18:30 · четверг
Каштанка
6+
Малая сцена нескучная история для маленьких и взрослых Антон Чехов
6+
104 страницы про любовь
12
апреля пятница
18:30
12 апреля 18:30 · пятница
104 страницы про любовь
16+
Большая сцена Эдвард Радзинский
16+
Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00

Новый Макаренко: верим или не верим?

13 Апреля 2005
Светлана Новикова-Ганелина, «Российская газета»

В Новосибирске идет мюзикл по «Педагогической поэме»

Новосибирск — город мо­лодой: всего каких-то 111 лет. Однако театры в нем старые. Говорят, если б не теат­ры, город был бы совершен­но другим: большой строительной площадкой. Моло­дые люди довоенных лет пи­сали в сочинениях, что хотят объясняться в любви, как ге­рои на сцене. Любимых арти­стов знали в лицо, и даже в деревнях их фотокарточки стояли на комодах.

Сегодня театров в городе десять, а с малыми студиями и антрепризами — все пятнад­цать. Интересно, что первым стационарным театром Ново­сибирска стал ТЮЗ. В 1929-м пионеров Западной Сиби­ри собрали на слет. Обсудив важные государственные задачи, слет обратился к прави­тельству с просьбой создать театр для детей. В самом Новосибирске делать это было некому, и просьбу передали главному специалисту по детскому театру, создателю Ле­нинградского ТЮЗа, режис­серу и педагогу Александру Александровичу Брянцеву. Брянцев бросил клич добро­вольцам, и пятеро его учени­ков и сподвижников уехали в Сибирь делать Краевой за­падно-сибирский театр...

Теперь это знаменитый мо­лодежный театр «Глобус». Он имеет большое нелепое здание в форме парусного ко­рабля и звание академиче­ского. Если верить Стани­славскому, срок жизни теат­ра — лет15–20. В таком слу­чае, «Глобус», которому 4 ап­реля исполняется 75, прожи­вает уже четвертую или пя­тую жизнь. И в отличие от многих ТЮЗов, в душе жела­ющих быть «как большие», не стесняется оставаться ре­бенком — работать для детей и с детьми. Дети реально впи­саны в его структуру, они не только в зрительном зале, но и в репетиционных комнатах, и в длинных коридорах закулисья. Одни занимаются во­калом и хореографией, выхо­дят на сцену в спектаклях. Других готовят в «професси­ональные театралы»: пока­зывают устройство сцены, работу цехов. После чего в огромном фойе театра появ­ляются детские рисунки с го­ворящими названиями: «Ра­бочие сцены», «Подготовка к «Трем толстякам», «На смешном спектакле», «Кос­тюм Осени».

По части менеджмента, организации театрального процесса «Глобус» считается настоящей театральной ака­демией. Его сделала таким твердая, даром что женская, рука директора Марии Ревякиной. Когда Олег Табаков принял руководство МХАТом, он переманил Ревякину в Москву, в директора Худо­жественного театра. С того времени кораблем «Глобуса» управляет Татьяна Людмилина. Существуют разные точки зрения на то, кто дол­жен стоять у театрального руля. По сложившейся у нас традиции, успех театра опре­делял художник, художест­венный руководитель (или главный режиссер). Ленинградский Театр комедии был театром Акимова, БДТ — теа­тром Товстоногова, Моссове­та — театром Завадского и т. д. Лицо театра, стиль, художественную программу формировал, прежде всего, худрук. Именно он был ду­шой театра-дома, а директор обеспечивал «материальную часть». Сейчас во главе мно­гих театров стоят директора. Они могут приглашать на по­становку любых режиссеров. И это прекрасно: труппа ос­ваивает разные стили, требо­вания, а зритель получает возможность выбирать по своему вкусу. Но есть опасе­ние, что отсутствие художе­ственной концепции и посто­янного режиссерского при­гляда за состоянием спектак­лей рано или поздно скажет­ся на лице театра.

За то время, что в «Глобу­се» нет главного режиссера, ничего плохого пока не произошло. «Директорский ко­рабль» без пробоин обходит рифы. Труппа живет насыщенной творческой жизнью, без простоев, разрушитель­ных для актерского организма. Перед Новым годом театр выбросил главный свой ко­зырь: музыкальный спектакль «НЭП» Елены Сибиркиной по «Педагогической поэме» Макаренко (музыкальный руководитель и ди­рижер Алексей Людмилин, режиссер-постановщик Алексей Крикливый). Театр назы­вает его первым сибирским мюзиклом (не знаю, может, так оно и есть?) и забавно расшифровывает аббревиатуру: Новое Экономическое Поколение.

«НЭП» наверняка войдет в число легенд «Глобуса». Это острые драматические конфликты, мощный драйв, вызывающий открытое сопе­реживание зала, отличная хореография (хореограф Эдвальд Смирнов из Петербурга). Что поделаешь, вспоминая замечательный фильм «Республика ШКИД» с Сергеем Юрским, ждешь снова суперобаятельного, пламен­ного Макаренко. Однако Макаренко Евгения Важенина — не более чем положительный персонаж. Ну нет в нем харизмы! И потому сцена, где он своим личным примером безнадежную вроде бы шпану приучает к труду, кажется сладким сновидением. Стоило ему взять в руки топор и самому приняться за рубку дров, как орава детей бандитов в миг перевоспитывается. Колонисток, быстро ставших шелковыми, нарядили в белые костюмы с красными косынками — ну просто советские ангелочки! В спектакле много комических моментов, хорошо поставленных и исполненных жанровых сценок с драками и массовым гуляньем на ярмарке. Самое главное для зрителя — не очень придираться к наиву слишком скорой переделки подпорченного человеческого материала.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272