Ольга Ярославцева, «Честное слово»
В
эти дни неутомимый новосибирский театр «Глобус» готовит уже шестую премьеру сезона
— спектакль «Наивно. Супер» по
одноименному роману Эрленда Лу. Постановка «местная»
— ею
занят режиссер театра Алексей Крикливый. Но
судя по
его предыдущим работам в
«Глобусе», театральное событие нам обеспечено.
Как и большинство авторов, чьи произведения ставит Крикливый, Эрленд Лу — наш современник, поэтому о нем нужно сказать особо. Норвежский прозаик, сценарист, режиссер театра и кино, он успел заглянуть в самые разные уголки жизни — работал в психиатрической больнице, учителем в школе, выступал в театре, снимал короткометражные фильмы и музыкальные видеоклипы. Однако успех и славу ему принесла именно литература. «Наивно. Супер» — это всего лишь второй роман Лу, но он стал бестселлером в пятнадцати странах и сделал автора фигурой без преувеличения культовой. Последующие книги только укрепили его на литературном пьедестале.
Герои Лу — простые люди с их повседневными заботами, мыслями, радостями и разочарованиями. Они нуждаются в помощи и поддержке, ищут новые источники вдохновения, пытаются пересмотреть жизненные ценности. Но именно из таких, казалось бы, обыденных вещей состоит жизнь каждого из нас, поэтому Лу легко «достучаться» до своих читателей и завоевать их доверие.
«Наивно. Супер» — самая популярная книга Эрленда Лу. Ее главный герой — молодой человек, который мучительно ищет смысл жизни и пытается понять, как и зачем ему жить. С одной стороны, на руках диплом бакалавра, с другой — никакого представления о будущем. Эти внутренние метания и заинтересовали Алексея Крикливого, автора таких глобусовских спектаклей, как «Бемби» Ф. Зальтена, «Ю» О. Мухиной, «НЭП» Е. Сибиркиной, «Simейные истории» Б. Срблянович, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына.
— Для меня этот спектакль — своеобразное логическое продолжение «Simейных историй», — говорит режиссер. — Оформится ли это в трилогию — не знаю. В «Simейных историях» обсуждалась проблема семьи. Здесь — развитие этой темы и признание самому себе в каких-то простых и наивных вещах, на которых тем не менее и строится наша жизнь. Они очевидны и, на первый взгляд, лежат на поверхности, но необычайно важны и сложны.
Сам текст также заинтересовал Крикливого — при кажущейся простоте и наивности он довольно сложно переносится в театральное пространство. А главное — сюжет романа вечен. В свое время каждый из нас, войдя во взрослую жизнь, чувствовал себя растерянным и подавленным, пытался найти контакт с людьми, с жизнью, обрести себя в этом мире. Сокращая дистанцию между «исходным материалом» и новосибирским зрителем, режиссер переносит события романа на «русскую почву» и адаптирует их к окружающей нас действительности.
— В ходе репетиций мы с актерами пытаемся найти свои темы, раскрыть свои мироощущения, — рассказывает Алексей Крикливый. — Мы набираем материал из нашей реальной жизни, отталкиваясь от тем, заложенных в книге. Это наша версия романа, выстроенная на личных впечатлениях. В спектакле будут сцены, которых и вовсе нет в тексте, но которые могли бы в нем быть. Поиски главного героя, попытки обрести себя — это своеобразное путешествие по жизни. Он сталкивается с огромным количеством людей, и каждый из них дает ему что-то свое, влияет на его поступки и мысли. Даем ли мы рецепт счастья, находим ли смысл жизни? Хочется надеяться, что да.
Спектакль будет идти на Малой сцене — а значит, предназначен для тонких театральных ценителей, готовых, сидя в зрительских креслах, думать и сопереживать. Что касается названия романа — возможно, это первые слова самого автора, перечитавшего свое детище после его окончания. Можно ли будет так сказать о самом спектакле — станет ясно на премьере, 26 апреля.