Наивность и как с ней бороться

18 апреля 2007
Ольга Ярославцева, «Честное слово»

В эти дни неутомимый новосибирский театр «Глобус» готовит уже шестую премьеру сезона — спектакль «Наивно. Супер» по одноименному роману Эрленда Лу. Постановка «местная» — ею занят режиссер театра Алексей Крикливый. Но судя по его предыдущим работам в «Глобусе», театральное событие нам обеспечено.

Как и большинство авторов, чьи произведения ставит Крикливый, Эрленд Лу — наш современник, поэтому о нем нужно сказать особо. Норвежский прозаик, сценарист, режиссер теат­ра и кино, он успел заглянуть в са­мые разные уголки жизни — рабо­тал в психиатрической больнице, учителем в школе, выступал в те­атре, снимал короткометражные фильмы и музыкальные видеокли­пы. Однако успех и славу ему принесла именно литература. «Наив­но. Супер» — это всего лишь вто­рой роман Лу, но он стал бестсел­лером в пятнадцати странах и сде­лал автора фигурой без преувели­чения культовой. Последующие книги только укрепили его на ли­тературном пьедестале.

Герои Лу — простые люди с их повседневными заботами, мысля­ми, радостями и разочарованиями. Они нуждаются в помощи и под­держке, ищут новые источники вдохновения, пытаются пересмот­реть жизненные ценности. Но именно из таких, казалось бы, обы­денных вещей состоит жизнь каж­дого из нас, поэтому Лу легко «дос­тучаться» до своих читателей и за­воевать их доверие.

«Наивно. Супер» — самая по­пулярная книга Эрленда Лу. Ее главный герой — молодой чело­век, который мучительно ищет смысл жизни и пытается понять, как и зачем ему жить. С одной сто­роны, на руках диплом бакалавра, с другой — никакого представления о будущем. Эти внутренние метания и заинтересовали Алексея Крикливого, автора таких глобусовских спектаклей, как «Бемби» Ф. Зальтена, «Ю» О. Мухиной, «НЭП» Е. Сибиркиной, «Simейные истории» Б. Срблянович, «Дама с камелиями» А. Дюма-сына.

 Для меня этот спектакль — своеобразное логическое продолже­ние «Simейных историй», — гово­рит режиссер. — Оформится ли это в трилогию — не знаю. В «Simейных историях» обсуждалась проблема семьи. Здесь — развитие этой темы и признание самому себе в каких-то простых и наивных вещах, на кото­рых тем не менее и строится наша жизнь. Они очевидны и, на первый взгляд, лежат на поверхности, но необычайно важны и сложны.

Сам текст также заинтересовал Крикливого — при кажущейся простоте и наивности он довольно сложно переносится в театральное пространство. А главное — сюжет романа вечен. В свое время каждый из нас, войдя во взрослую жизнь, чувствовал себя растерянным и по­давленным, пытался найти контакт с людьми, с жизнью, обрести себя в этом мире. Сокращая дистанцию между «исходным материалом» и новосибирским зрителем, режиссер переносит события романа на «рус­скую почву» и адаптирует их к окружающей нас действительности.

 В ходе репетиций мы с акте­рами пытаемся найти свои темы, раскрыть свои мироощущения, — рассказывает Алексей Крикливый. — Мы набираем материал из нашей реальной жизни, отталкиваясь от тем, заложенных в книге. Это наша версия романа, выстроенная на личных впечатлениях. В спек­такле будут сцены, которых и вовсе нет в тексте, но которые могли бы в нем быть. Поиски главного героя, попытки обрести себя — это свое­образное путешествие по жизни. Он сталкивается с огромным количеством людей, и каждый из них дает ему что-то свое, влияет на его поступки и мысли. Даем ли мы ре­цепт счастья, находим ли смысл жизни? Хочется надеяться, что да.

Спектакль будет идти на Малой сцене — а значит, предназначен для тонких театральных ценителей, го­товых, сидя в зрительских креслах, думать и сопереживать. Что касает­ся названия романа — возможно, это первые слова самого автора, пе­речитавшего свое детище после его окончания. Можно ли будет так сказать о самом спектакле — станет ясно на премьере, 26 апреля.