Горе от ума
20
апреля суббота
18:00
21
апреля воскресенье
17:00
Одинокая насмешница
24
апреля среда
19:00
24 апреля 19:00 · среда
Одинокая насмешница
16+
Большая сцена смешная и грустная история в двух частях
16+
«Не отрекаются любя…»
25
апреля четверг
19:00
25 апреля 19:00 · четверг
«Не отрекаются любя…»
16+
Большая сцена музыкально-поэтический моноспектакль
16+
Вишневые мартинсы
26
апреля пятница
18:30
Art
27
апреля суббота
18:30
4
мая суббота
18:00
27 апреля 18:30 · суббота
4 мая 18:00 · суббота
Art
16+
Малая сцена психологический фарс Ясмина Реза
16+
Гадкий утенок
28
апреля воскресенье
14:00, 18:00
28 апреля 14:00, 18:00 · воскресенье
Гадкий утенок
6+
Малая сцена Ганс Христиан Андерсен
6+
Братишки
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Братишки
16+
Большая сцена комедия Рэй Куни, Майкл Куни
16+
Отель двух миров
30
апреля вторник
18:00
30 апреля 18:00 · вторник
Отель двух миров
16+
Малая сцена Эрик-Эмманюэль Шмитт
16+
Женитьба Бальзаминова
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Женитьба Бальзаминова
16+
Большая сцена Александр Островский
16+
Кот в сапогах
2
мая четверг
18:30
2 мая 18:30 · четверг
Кот в сапогах
6+
Малая сцена Генрих Сапгир, Софья Прокофьева
6+
Денискины рассказы
3
мая пятница
16:00
3 мая 16:00 · пятница
Денискины рассказы
6+
Большая сцена Виктор Драгунский
6+
Трое в лодке, не считая собаки
3
мая пятница
18:30
3 мая 18:30 · пятница
Трое в лодке, не считая собаки
18+
Малая сцена Джером Клапка Джером
18+
Алые паруса
4
мая суббота
18:00
5
мая воскресенье
15:00
4 мая 18:00 · суббота
5 мая 15:00 · воскресенье
Алые паруса
16+
Большая сцена мюзикл о надеждах и мечтах Максим Дунаевский, Андрей Усачев, Михаил Бартенев
16+
Чук и Гек
5
мая воскресенье
14:00
5 мая 14:00 · воскресенье
Чук и Гек
6+
Малая сцена советская сказка о счастье Аркадий Гайдар
6+

«Маруся никогда не умрет…»

1 Апреля 2004
Анастасия Москалева, «Под маской»

В детстве многие из нас безумно любили читать... Это сладостное ощущение собственной самостоятельности: «Я умею читать! Послушайте, я сейчас прочитаю вам все вывески на магазинах!» И все пассажиры в автобусах действительно с интересом слушали: «ГА-СТРО-НОМ»... А позже, в школе, на вопрос учителя: «Кто нам прочитает стихотворение?», — мы дружно тянули руки, чтобы через мгновение в тишине класса гордо и звонко озвучить написанное в книжке... Все так и было. Как ни странно, до сих пор помню свою любимую в детстве книгу — большую, зеленую, бархатистую, про животных.

Но больше всего мне нравилось слушать... Когда я болела, меня оставляли дома. И мама читала мне Гоголя, и почему-то те детские впечатления от услышанного «Вия» до сих пор остаются самыми сильными: уже позднее перечитанные на десять рядов те же самые гоголевские повести не вызывали таких ярких образов, слова не становились такими живыми. Такими же живыми, как и в спектакле «Моя Марусечка» театра «Глобус».

Спектакль поставлен в традициях литературного театра: материалом стад текст, не адаптированный для сцены, — повесть А. Васильевой «Моя Марусечка». Здесь нет четкого распределения ролей (за исключением некоторых), текст плавно и незаметно перетекает от одного актера к другому согласно какому-то внутреннему порядку, у каждого — свой фрагмент. В определенный момент перестаешь замечать, что роль Маруси играется несколькими актрисами — и дело абсолютно не в том, что их игра одинакова или однообразна — нет, нисколько. Как раз наоборот, у каждого своя манера, свое прочтение: пронзительно трагичная Людмила Трошина, суетливо тревожная Тамара Седельникова, обреченно усталая Галина Яськова, собранная и точная Светлана Прутис. И все вместе, как ни странно, создают светлый и легкий образ. Безусловно, можно выделять удачные и чуть менее удачные актерские работы. НО уже после... А пока ты в зале, то находишься во власти слова, произносимого со сцены. И важна здесь прежде всего одна для всех актерско-режиссерская удача: услышанная повесть начинает жить в твоем воображении, в твоих собственных зрительных образах.

Слово становится центром всего. Оно приглашает к творческому соучастию, производит глубокое впечатление. Визуальный ряд лишь помогает создать атмосферу, усилить воздействие. Деревянные ворота, помосты, лодка, светлая одежда, разноцветные платки — основа светлого и незыблемого мира, где абсолютно всем известно, что «Маруся никогда не умрет...»

«Да, да, та Маруся, что работает в магазине. У нее еще сын приемный — Митя. Ну, вы же ее знаете!» — именно так и скажут вам герои спектакля, если спросите, кто такая Маруся. Ее знают все, и даже сидящие в зале, — рассказ строится так, как будто он звучит в кругу знакомых людей — и вовсе не рассказ, а общее воспоминание, когда одному достаточно произнести только слово, чтобы остальные подхватили, продолжили как песню...

И неслучайно в постановке возникают фольклорные песни: от задумчивой лирической протяжной, до быстрой и заразительной плясовой. Они наделяют весь текст глубиной и загадочной простотой устного народного творчества, передающегося от одного поколения к другому. Это слово, к которому причастны все. Все находят в нем свое отражение и историю, память о себе. И Митя (арт. Владимир Алексейцев), Марусин сын, который оказался в тюрьме. И Оля (актр. Ирина Нахаева), которая растит для Родины «10 детей» и работает в том же магазине, что и Маруся. И Виталька (арт. Юрий Буслаев), начальник магазина, у которого жену зовут Женюра. И Дуся, сестра Маруси и Митина мама — она умерла, когда Митя был совсем маленьким. И...

Несколько отдельных историй или просто эпизодов о каждом герое, разбросанных в повести, как множество серебристых шариков на сцене, собираются в одно целое, как те же шарики в одну лодку в конце спектакля. Так же как множество людей и их воспоминаний о Марусе превращаются в одно поминальное слово о ней.

Ее нельзя сыграть в одиночку, нельзя вспоминать одному — иначе забудешь, упустишь что-нибудь очень важное. И саму Марусю и ее историю «показать» средствами обычного театра невозможно. Она — другая. Только она может «вымести веничком шаровые молнии», «поправить могилку по весне», «разговаривать с Богом во сне», тосковать обо всех, даже о трактористах в поле, о немцах, которые на само деле не немцы, а евреи...

«Мою Марусю» можно только услышать и представить, как волшебную сказку, рассказанную мамой. Она вдруг явится к вам из потока слов, образов, ассоциаций, а после неслышно и легко уплывет на лодке к другому берегу.

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Ваше мнение формирует официальный рейтинг организации

Анкета доступна по QR-коду, а также по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/373272