Лаврентий Сорокин: «„Макулатура” – последняя нуар-пародия от гениального пропойцы»

9 сентября 2014
Елена Могелюк, новостная лента сайта театра «Глобус»

Дорогие друзья! 22 и 23 октября 2014 года состоится премьера спектакля «Макулатура» по одноимённому роману Чарльза Буковски в постановке заслуженного артиста России Лаврентия Сорокина. О привлекательности американского автора, сюрреализме жизненных ситуаций и о том, чего следует ждать зрителям, рассказывает сам режиссёр.

 Лаврентий Анатольевич, это Ваша первая постановка. Напрашивается вопрос: сложно ли было сделать выбор произведения?

 Конечно, определиться с произведением было трудно. В голове крутилось множество названий, хотелось поставить детский спектакль — начать именно с него. Даже мелодраму думал поставить — махровую, советских времён... Но всё повернулось иначе: как-то в беседе с Алексеем Крикливым мы пришли к мысли: а почему бы не поставить Буковски? Это автор, который, как мне кажется, остался незаслуженно обиженным театром.

 Почему остановились на романе «Макулатура»?

 Как раз в тот момент, когда я искал своё произведение, «Макулатура» нечаянно попалась на глаза. Сначала была мысль пройтись по всему творчеству Буковски, но это оказалось невозможным, да и ненужным. В «Макулатуре» меня зацепила мощная тема одиночества, мишуры и быстротечности, «белкоколёсничество» жизни. «Мир по большей части безумен. А там, где не безумен, — зол. А где не зол и не безумен — просто глуп...». В романе — море сарказма, иронии, немного пошлости, чёрного юмора и реки печали. Всё просто описано, рассказано — про жизнь и её бессмысленность во всех спектрах. Человека кидает из стороны в сторону, как игральный мяч, и в какой-то момент просто выкидывает. Поэтому сцена будет представлять собой некую площадку для игры в пинбол.

 Что Вас больше всего привлекает в произведении?

 В первую очередь, это насмешка над самой жизнью. Жизнь — это просто кидалово. «Макулатура» закончена по мысли, определённа. Она космическая. Пограничная. В книге есть эпизод, когда главный герой Ник Билейн сидит между инопланетянкой Джейн Нитро и Леди Смертью, — он прекрасно иллюстрирует пограничное положение самой литературы — между смертью и космосом.

 Роман «Макулатура» построен на остроумных диалогах и пикантных подробностях, которые очень даже «щекочут» слух... Какую часть из них мы услышим со сцены?

 Я постарался оставить их как можно больше. Отсюда, наверное, и персонажи, которых нет в книге. 

 В целом, после прочтения романа остаётся мрачноватое ощущение. Насколько спектакль в этом будет похож на книгу?

 Мне сложно однозначно ответить на этот вопрос. Спектакль начинается с похорон, да и заканчивается всё далеко не весело... Мне пришлось несколько омолодить героев: исполнитель главной роли на тридцать лет младше Ника Билейна, и все остальные персонажи гораздо моложе своих литературных первообразов. Но это не имеет значения, ведь самая яркая тема произведения — одиночество — от этого не меняется. Буковски посвящает свой роман «плохой литературе», а спектакль «Макулатура» посвящается плохому кино и несносному образу жизни. Наш Ник Билейн постоянно сходит с ума от происходящего вокруг. Когда же наступает момент истины, то герой понимает, что ему следует «остановиться, оглянуться и прислушаться» (есть такое английское выражение «Stop. Look. And listen»)... И только тогда зритель сможет увидеть настоящего Билейна.

 В каком жанре будет исполнен спектакль?

 Жанр называется нуар: «чёрный» роман в литературе и «чёрный фильм» в кинематографе. В основе литературного жанра лежат напряжённый сюжет и грубоватая манера повествования. Это грубый нуар, с тщательной фиксацией малоприятных сторон человеческой жизни: насилие, преступления, обнажённые тела... Непременное условие — большая порция юмора.

 Можете ли сказать, что Вам близка проблема главного героя?

 Прежде всего, Ник Билейн — это нормальный, но запутавшийся в жизни человек. Каждый из нас занимается поиском своего пути в этом мире. Думаю, проблема главного персонажа близка каждому. Пожалуй, многие найдут в персонаже Буковски самих себя.

 Лаврентий Анатольевич, просто грех не спросить: почему Вы решили попробовать себя в роли режиссёра?

 Жизнь слишком коротка, хочется попробовать всё. Это своего рода очередной этап, отрыв, попытка. Профессию актёра можно охарактеризовать как «сейчас и сегодня», а режиссура — это нечто большее, она сродни таинству и волшебству.

 Что бы Вы хотели сказать своим зрителям?

 Вас ждёт знакомство с замечательным автором. В спектакле очень много юмора и неожиданных моментов. Действие частично будет происходить в зрительном зале. К примеру, сидящие на нулевом ряду (его специально сделают) станут соисполнителями ролей. Над ними будут совершаться всевозможные «истязания» (смеётся). Так что, если приобретаете билет на нулевой ряд, то будьте готовы ко всему. Ну и самое главное: у вас будет возможность узнать три закона Буковски-Билейна, или как правильно отыскать Красного Воробья.