«Король Матиуш» был показан в рамках проекта фестиваля «Золотая Маска»

14 марта 2016
Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»

Друзья! Спектакль «Король Матиуш» Я. Корчака принял участие в программе «Детский Weekend» в рамках Национального театрального фестиваля «Золотая Маска». Напоминаем, что ранее постановка вошла в лонг-лист Премии «Золотая Маска», включающий самые заметные спектакли сезона2014–2015 по мнению Экспертного совета.

После показа, который прошел 13 марта 2016 года на сцене Московского театра «Et Cetera», состоялось обсуждение увиденного со зрителями — детьми, их родителями и педагогами. На вопросы аудитории ответили главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый, режиссер спектакля Полина Стружкова, артисты труппы и детских творческих студий «Глобуса», занятые в «живой лекции». Модератором встречи выступил театральный критик и эксперт Фестиваля «Золотая Маска», куратор программы «Детский Weekend» Алексей Гончаренко.

В книге польского писателя и педагога Януша Корчака и в спектакле главный герой — маленький принц Матиуш — вынужден возглавить целое государство, издать различные законы, которые юные зрители и решили прокомментировать (авторский стиль высказываний преимущественно сохранен):

 Матиуш принимал законы, про которые он фантазировал. У меня есть брат, которому 10 лет, у него есть всякие фантазии. Но когда мы вырастаем, дети превращаются во взрослых, они забывают это все. Ведь надо думать не только о счастье, о шоколадках, а подумать дальше: если дети будут есть шоколадки, у них будут портиться зубы и т. д. Эти законы распространяются на детей, но ненадолго.

 Я бы не стал принимать закон про праздники и фейерверки каждый день, потому что это будет скучно, это уже как бы не праздник.

 Мне кажется, если детям платить деньги, тогда начнется обесценивание валюты. Деньги у всех есть, тогда зачем они нужны?

 Почему Матиуш не додумался, чтобы в школу можно было ходить попозже?

Режиссерская интерпретация материала вызывала такие детские мнения:

 Спектакль был очень интересен тем, что можно было поучиться на ошибках этого короля Матиуша. Чтобы ни в коем случае еще раз не, еще раз не, еще раз не совершить ошибки в своей жизни.

 Концовка мне не очень понравилась. Слишком по-детски что ли. Хотя 12+!

 Вот я сижу на стуле, у мамы на руках, и слышу, как все тут рассуждают да критикуют. А я бы очень хотел похвалить за вот это вот чувство, как будто вы присутствуете при этом всем событии. Ведь взрослые всегда возомневают (авторское слово сохранено) себя Пупами Земли. Ведь они абсолютно всегда правы, но это не так. Дети тоже иногда могут быть правы!

Вопрос из зала: «Почему у королей такие странные имена?» породил множество версий ребят:

 Все знают рассказ Чехова «Хамелеон», говорящие фамилии: Хрюкин, Очумелов и так далее. И тут имена королей говорят сами за себя. Мы видели точно такие же действия с их стороны, как их имена.

 Мне кажется, что Грустный король был не Грустный, а скорее Мыслящий или Мудрый король, потому что он философ. Не согласен с таким именем.

 Почему Гордый король? У него есть не совсем много гордыни, злобы и ненависти... Почему?

 Никто бы не хотел, чтобы его звали Злой или Безжалостный. Или Завистливый. Приятнее называть себя Гордым!

 Гордый король чего-то боится или просто злой. Он прикрывается маской, а на самом деле не уверен в себе.

Много вопросов было адресовано режиссеру спектакля, один из них: «А долго вы думали над идеей, чтобы это была лекция, а не просто автор рассказывал?»

Полина Стружкова ответила:

 Когда мы собирали историю, мы как-то ее исследовали. И нам очень хотелось, чтобы на сцене тоже был какой-то исследователь, который копался в архивах, нашел эту историю и хочет ее донести. Кроме того, если вы попадете в Новосибирск, в прекрасный театр «Глобус», то увидите, что зал напоминает лекторий, он полукруглый. Пространство скорее подсказало обстоятельства.

В заключение хочется привести высказывание мамы одного из ребят, которая в этот вечер тоже открыла для себя нечто важное: «Большое спасибо этому спектаклю. В зрительном зале я поняла, что у нас дети имеют свою позицию. Что наши дети — не аморфная масса, а мыслители. И взрослые могут поучиться этой жизненной позиции...»