Колобок среди созвездий

22 декабря 2016
Марина Шабанова, «Ведомости»

Пока собираются декорации и отшиваются костюмы, актёры осваивают новую для них роль — приёмы вождения планшетных кукол. Помогает им в этом автор композиции и режиссёр Эльмира Куриленко, кандидат педагогических наук, доцент, художественный руководитель отделения театра кукол Новосибирского театрального института.

 «Глобус» — театр новаторский, готовый к экспериментам. Сказки для малышей здесь уже ставили, но в этот раз руководство решило осуществить постановку с куклами. Для малышей это лучшее выразительное средство, — рассказывает Эльмира Ростиславовна. — Учиться водить куклу для драматического артиста — своего рода стресс, с которым актёры «Глобуса» справляются достойно. Они бесстрашно, я бы даже сказала, отчаянно погрузились в освоение этого нового опыта.

Спектакль «Жили-были...» представлен как «забава для малышей». В самом его описании уже открывается Космос: «В стародавние времена, чтобы познакомить малыша с миром, в который он пришёл, наши мудрые предки сочиняли разные забавные истории. В них оживали предметы, звери говорили человеческим языком...». А ещё ребёнка с колыбели приобщали к астрономии, в аллегорической манере рассказывая о Солнце и Луне, звёздах и созвездиях. Из всех сказок, имеющих астрономический подтекст, — «Репка», «Курочка-Ряба», «Колобок», «Заюшкина избушка» — выбор постановщиков пал на того, кто «от всех ушёл». Колобок здесь становится светилом.

 Эта сказка дошла до нас, будучи уже отягощена педагогическими смыслами. Изучая её корни, читая академические статьи, я нашла четырнадцать трактовок. Мы взяли одну из них, очень поэтическую, где Колобок сравнивается с Луной, которая встречается с созвездиями и, отдаляясь, уменьшается, в конце концов, исчезая совсем, — продолжает Эльмира Куриленко.

Возрастная категория спектакля 0+. Даже самый маленький ребёнок — уже зритель. Малышей ещё оберегают от встречи с Дедом Морозом, испугать могут низкий голос и сам внешний вид. Их рано знакомить с отрицательными агрессивными персонажами — Бабой-Ягой и Змеем Горынычем. В повествовании всё должно быть понятно и просто, чтобы дать правильные ориентиры в познании мира. Театр для самых маленьких — новое направление в России. Большинство постановщиков идут через тактильные ощущения, прямой контакт, идею активного зрителя. Таким путём театр «Глобус» уже ходил, теперь он пробует войти в зону восприятия ребёнка через куклу, особый мир образов и смыслов.

 Как мне кажется, мы заложили смыслы и для детей старше трёх лет, и даже для родителей. Возможно, мы лишь зароним зерно, которое прорастёт не сразу, позже. Дадим повод родителям и детям о чём-то поговорить, продолжить общение после того, как опустится занавес, — признаётся режиссёр. — Пока мы готовим одну сказку, но если всё случится, как хотелось бы, может открыться возможность для продолжения. Есть много чудных сказок для малышей, которые можно перевести на сценический театральный язык.

Планшетная кукла не особенно сложна в управлении, уверяет педагог. Артисты учатся работать и вживую, и открытым способом вождения, когда сами работают за куклу. Главная сложность в том, что драматический актёр привыкает строить образ из самого себя, когда инструментом является собственное тело, в отличие от него актёр-кукольник строит образ из чего-то вне своего тела. Перестраиваться и искать новые приспособления, чтобы освоить другую театральную культуру, сейчас приходится Алексею Архипову и Владимиру Дербенцеву, исполняющим роль Деда (в спектакле два состава), заслуженной артистке России Ирине Нахаевой и Светлане Потёмкиной (Баба), Андрею Вольфу и Ниязу Оспанбаеву (Внучек), Екатерине Бобровой и Вере Прунич (Внучка).

Автор сценографии, костюмов и кукол — Маргарита Архипова, художник по свету — Елена Алексеева, музыкальное решение — Роман Столяр.

Премьера состоится 24 декабря.