Когда все в шоколаде

12 февраля 2011
Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»

Премьера в «Глобусе»: весь мир — танцпол?

Нет более увлекательного зрелища, чем спектакль, в котором театр рассказывает про... театр. Как говорится, глубокое знание предмета и самые что ни на есть живые, не заемные чувства и эмоции. А нюансы — их масса! — сладкие, горькие, как шоколад, и ни с чем не сравнимые, головокружительные, как его запах... К спектаклю Татьяны Безменовой это относится в полной мере, и, насколько известно, образы, персонажи, коллизии здесь не то чтобы вторичны, просто, по словам автора идеи, режиссера и хореографа (всё в одном лице), рождались из танца, вместе с танцем, и именно пластика — главный актерский инструментарий в этой постановке. А справились те с условиями данной, почти бессловесной, игры замечательно, потому как, во-первых, включились в нее с видимым азартом, а во-вторых, пластика — это конек глобусовских актеров, и перед новыми задачами они пасовать не привыкли.

Поэтому настолько щемяще-трогательным показался нам, зрителям, сквозной сюжет «Шоколада», когда режиссер (Владимир Алексейцев) — с его замыслами, заморочками, комплексами, приступами отчаяния и моментами прозрений — репетирует нечто, а труппа внимает ему, очаровывается, разочаровывается, живет своей жизнью. Будто бы вырвавшиеся из пьесы персонажи тоже живут здесь своей жизнью. Или это те роли, которые актеры придуманной труппы играют в жизни? А может, это сама действительность вырывается из стен театра прямо на малую сцену «Глобуса»?!

Многозначно нескучным оказался в спектакле и собственно шоколад. Настоящие его плитки в фольге и респектабельной коричневой обертке — одновременно вкусный реквизит, а также метафора: он означает тут и любовь, и вожделение, и символ примирения, и даже вполне материальные блага. Так, троица суперменов демонстрирует кейс, под завязку набитый шоколадками, будто пачками долларов.

Танцуют здесь все, и танцуется всё, в том числе не только переплетающиеся сюжетные линии и коротенькие сюжетные «пунктиры», но и ассоциации, аллюзии, импровизации с самой легкой подачи — только тронь за плечо партнера — и цепочка нового поворота-ответвления действия закружит и сцену, и зал. На наш взгляд, не все эти «русла» стоило разрабатывать: хотя хороших танцев много не бывает, но хореограф Безменова здесь главенствует над режиссером Безменовой, которая могла бы придать спектаклю большую художественную цельность.

Безусловно, и в таком виде изобретательное и яркое dance- ассорти дарит публике целый букет положительных эмоций, но остается ощущение, что как бы что-то важное недосказано или не высказано. Ведь не только серотонин — гормон счастья, вырабатываемый в организме благодаря шоколаду, приносит зрителю радость.

ШОКОЛАД, dance-ассорти

Идея, режиссура, хореография, музыкальное оформление — Татьяна Безменова.

Сценическое решение и костюмы — Каринэ Булгач.

Художник по свету — Елена Алексеева.

Роли исполняют:

Режиссер — Вячеслав Кимаев, Владимир Алексейцев.

Женщина-мечта, Жена — Ольга Жабрицкая.

Красавица, Секретарша, Любовница — Ирина Камынина.

Уборщица, Кармен, Библиотекарша — Анна Кармакова, Нина Квасова.

Суфлер, Хосе, Критик, Старая актриса — заслуженный артист России Илья Паньков, Иван Басюра.

Пьяный актер, Тореадор, Муж, Телохранитель — Владимир Дербенцев, Алексей Архипов.

Влюбленный, Телохранитель, Волокита — Александр Липовской.

Влюбленная, Девушка на торте — Марина Кондратьева, Наталья Тищенко.

Мегазвезда, Нефтяной магнат — Алексей Кучинский, Александр Петров.

В спектакле использована музыка Ж. Бизе, Л. Делиба, Ч. Чаплина. Фантазии на темы Л. Делиба и Ч. Чаплина звучат в исполнении Андрея Разина (фортепиано, Москва).