История любви и власти Генриха VIII

5 марта 2004
Ирина Ульянина, «Коммерсантъ»

В молодежном академическом театре «Глобус» в разгаре ре­петиции премьерного спектак­ля «Монарх», в центре которого — персона короля Англии Ген­риха VIII, правившего в XVI ве­ке. Ставит его московский ре­жиссер Игорь Лысов по пьесе современного английского драматурга Рашель Эллис «Блудница».

Режиссерский почерк Игоря Лысова — ученика Анатолия Ва­сильева — знаком новосибир­ской публике по двум спектак­лям, выпущенным в «Глобусе»: «Маркизе де Сад» Юкио Мисимы, которая идет на Малой сце­не, и «Вишневому саду» Антона Чехова, премьера которого увенчала прошлый сезон на Большой сцене. Прежние поста­новки позволяют судить, что привлекают eго прежде всего психологические подробности жизни неординарных лично­стей и их взаимоотношения с миром, а также природа край­них, ярких проявлений челове­ческой натуры — страсти, рев­ности, пороков, святости. Сво­ей новой работе режиссер дал подзаголовок «история любви и власти», емко отражающий те­му. Драматург Рашель Эллис, бу­дучи специалистом-исследова­телем семейных хроник английских королей, достоверно изложила в пьесе интриги, цепь предательств и казней, со­путствовавших долгому, 38-летнему периоду правления Генриха VIII. Он был коронован в 1509 году, едва достигнув 18 лет, и умер в 1547 году, успев сменить шестерых жен и оста­вить наследников.

Судьбы монарших супруг были схожими в степени дра­матизма, несмотря на разность их характеров, и каждой из них довелось повлиять на ход исто­рии, что отразилось в пьесе. Первую жену Генриха — благо­честивую Екатерину Арагон­скую — сыграет красивейшая актриса труппы Ирина Камы­нина, которой предстоит укро­тить свой темперамент в угоду исторической и театральной правде. Холодность этой жен­щины послужила не только по­водом для разрыва с мужем, но и привела к Реформации, поло­жившей конец папской власти: папа не давал согласия на раз­вод королевской четы, а Генрих желал немедленно обвенчаться с новой возлюбленной Анной Болейн. Ее образ в спектакле воплотит актриса Ольга Цинк — эффектная, с графичной, выра­зительной пластикой. Анну Бо­лейн, без памяти любившую ко­роля и родившую ему наследницу — будущую королеву Елиза­вету I, казнят по ложному обви­нению в прелюбодеянии. А спустя несколько дней Генрих об­венчается с Джейн Сеймур, ко­торую играет молодая актриса Юлия Зыбцева. Их короткий брак также обрывается траги­чески — Джейн, произведя на свет наследника престола (буду­щего короля Эдварда VI), скон­чалась от родовой горячки, и ее смерть король — «синяя борода» — будет переживать тяжелее всех: за упокой души Джейн отслужат 1200 месс. Следующую невесту — Анну Клевскую (в этой роли предстанет актриса Евгения Краснова) — ему поды­щут во Фламандии по распоря­жению Кромвеля, который за этот промах лишится головы. Генрих Восьмой предпочел Ан­не Клевской ее фрейлину Екате­рину Говард — в премьерном спектакле ее сыграет юная Уль­яна Кирпиченко. Супружество вновь окажется коротким — ровно через год после свадьбы король прикажет казнить Ека­терину, узнав о ее добрачных связях, но призрак нежной кра­савицы будет еще долго терзать его, являясь в галереях дворца Хэмптон-Корт. Заслуженной артистке РФ Наталье Орловой предстоит воплотить Катарину Парр — последнюю, шестую же­ну Генриха, пережившую его, в отличие от предыдущих супруг.

Генриха Восьмого в премьер­ном спектакле сыграет Вячес­лав Кимаев, Томаса Кромвеля — Евгений Миллер, Томаса Мора — Павел Харин, Томаса Норфол­ка — Александр Варавин. Не ме­нее важными для хода истории представляются фигуры палача (актер Вячеслав Калиниченко) и дворецкого (артист Денис Ма­лютин). Гвардейцев и стражни­ков исполнят артисты студии пластики и студенты театраль­ного училища, наследников престола — юные воспитанники вокальной студии театра.

Сценографом и художником по костюмам, как и в предыду­щих спектаклях Игоря Лысова, выступила Изабелла Козинская. В ее декорации два контрапунк­та — возвышение с троном и возвышение с гильотиной, рас­положенные симметрично дворцовым башням. С мрачно­стью антуража несколько конт­растируют затейливые костю­мы, выдающие характеры жен и придворных. Действие будет насыщено исторически соот­ветствующей музыкой, аранжи­рованной композитором Рома­ном Столяром. И, поскольку ве­дущие партии в ней принадлежат ударным инструментам, на период репетиций в театр был приглашен педагог Вячеслав Земцев, обучивший актеров игре на бубнах и барабанах. Танцы, сопутствовавшие свадеб­ным пирам, поставил хорео­граф Георгий Ерасек. Богатую световую партитуру сочинил московский художник Андрей Шепелев. Спектакль обещает быть колоритной, зрелищной вариацией на тему о том, что «все могут короли», кроме как достигнуть счастья в земном су­ществовании. Впрочем, судить о заложенной в нем идее можно будет только на премьере, кото­рая состоится 19 марта в Боль­шом зале «Глобуса».