«Гроза» в «Глобусе»: классический адюльтер для школьников

28 ноября 2011
Татьяна Ломакина, «Тайга.инфо»

В Новосибирском академическом молодёжном театре «Глобус» 24 и 25 ноября состоялась премьера спектакля по драме Александра Островского «Гроза», он будет представлен публике и в рамках Международного рождественского фестиваля искусств. Автор работы — московско-бурятский режиссёр Олег Юмов, чей спектакль «Возвращение», поставленный также в новосибирском ТЮЗе, попал под пристальное внимание Национальной театральной премии «Золотая Маска» год назад.

Насколько постановка оказалась созвучна с современным пониманием истории о «луче света в тёмном царстве», решили оценить сами школьники — они составили треть публики премьерного показа. «150 лет прошло, а люди-то не меняются. Главное найти современную подачу. Я не говорю, что это всё надо осовременивать, а чтобы это было рассказано именно нашим, сегодняшним современным языком. Мы сочиняем свой собственный мир по этой пьесе», — обозначил свою задачу незадолго до премьеры автор новосибирской «Грозы» Олег Юмов.

Современность в спектакле олицетворяют сразу три вещи — реквизит, язык и манеры. Герои очень часто говорят и действуют невпопад обстоятельствам, что вызывает грохот смеха и одобрительный свист у молодой публики, как будто это не драма о тёмных и оттого несчастных людях, а трагифарс.

«Мне нравится, как всё решено, как-то просто. Нет вот этой вот „драмы-драмы“. Мне не нравится, когда „режут“ меня — вот я пришёл, и меня заставляют, чтобы я заплакал, давят на меня», — говорит о собственных ощущениях от спектакля исполнитель роли Тихона Денис Васьков. «Обычно любят „Грозу“ как — обрыв, пыльный куст, бутафорская кочка, слёзы, Катерина, она на этом обрыве стоит, трясётся... И все должны как-то прослезиться и умилиться», — иронично комментирует свой взгляд на театральную «Грозу» художник, автор сценографии и костюмов спектакля Мария Вольская (Москва).

Наблюдать за героями интересно, но рыдать над трупом Катерины или хотя бы поколотить Кабаниху желания нет никакого. Возможно, это и есть то самое современное звучание, которого так желал добиться режиссёр, и отчасти черта нашего времени — равнодушие.

«На мой взгляд, у Островского нет плохих и хороших, — подчёркивает нейтральность своих персонажей Олег Юмов. — У каждого — своя правда, и эти разные правды не слышат друг друга. Я бы, например, хотел в спектакле уйти от стереотипов, что Кабаниха — это старуха-тиран, вторая Салтычиха. Она мать в первую очередь. И при этом, довольно молодая женщина — ей максимум 45 лет. А сегодняшние бизнесвумен выглядят скорее как подруги своих сыновей. Такое решение персонажа открывает много дополнительных тем и конфликтов. Хочется также снять шелуху, которой за столько лет оброс образ Катерины».

Новосибирские школьники, массово пришедшие на премьеру, судя по разговорам в антракте, отлично провели время и в целом остались довольны постановкой, в отличие от некоторых педагогов, оставшихся в недоумении.

«Я недавно в интернете смотрел передачу, когда для школьников объясняли много кандидатов наук, что это [„Гроза“] такое, — подтверждает своё понимание разночтений режиссёр. — Катерина, безусловно, героиня. Но это же история преступления и наказания — не впрямую же её Кабаниха толкает к обрыву. Получается, когда мы разбираемся, что Катерина абсолютно не „луч света“ — она же искалечила всю семью Кабановых, если по поступкам судить. Что будет делать Тихон после этого? Борис вообще в Сибирь уехал, Варвара убежала из дома, Кабаниха осталась фактически без детей. Как после этого можно говорить, что она (Катерина — Тайга.инфо) „луч света“? Я, конечно, не трактую, а говорю по-простому. Я надеюсь, это правильно услышится».

Трагичность образа Катерины раскрывается в её диалоге с рекой, которая как бы подводит несчастную к её судьбе. Волга — полноправный персонаж спектакля и, безусловно, режиссёрская находка Юмова. Река «стекает» по зрительному залу вниз на сцену потоком женского хора, она говорит и действует — происходящее на сцене очень эффектно.

В спектакле немало дамских раздеваний и обнажённых мужских торсов. Впрочем, молодых зрителей это ничуть не смутило. «Когда я сам не сформировался ещё путём в 9 или 10 классе, и ещё даже нет нормальных взаимоотношений, откуда я могу понимать тему измен? — предполагал отношение школьников к действию спектакля перед его премьерой Олег Юмов. — У каждого понимание взаимоотношений полов начинается в разном возрасте, но в 9 классе я лично ничего не понимал про измену».

Ещё один премьерный показ «Грозы» состоится в «Глобусе» 7 декабря в рамках IX Рождественского фестиваля искусств, который пройдёт в Новосибирске со 2 по 10 декабря, а также 12 января.