«Детский Weekend – 2021»: обсуждение спектакля «Всем кого касается»

25 марта 2021

Юлия Колганова, новостная лента сайта театра «Глобус»

Друзья! 21 марта 2021 года театр «Глобус» принял участие во Внеконкурсной программе Российского Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» «Детский Weekend». На сцене Центра имени Вс. Мейерхольда был дважды показан спектакль «Всем кого касается».

После просмотра спектакля состоялось традиционное обсуждение увиденного со зрителями, которые активно задавали вопросы творческой команде. Модераторами выступили кураторы программы «Детский Weekend» — театральные критики Анна Казарина и Надежда Стоева. Предлагаем вашему вниманию фрагменты беседы.

В театре «Глобус» представлена эксклюзивная версия пьесы современного драматурга Даны Сидерос. В сюжетную ткань вплетены тексты, написанные артистами, отражающие их мысли, эмоции, позиции, взгляды на тему «Как избежать зла?» — центральную в спектакле.

Режиссер Евгений Маленчев: «Этот путь в каком-то смысле родился спонтанно. На начальном этапе, когда я это предложил, не было стопроцентного понимания, чем это закончится и как будет работать в спектакле. Мы все включились, попали в мизансцену истории, нащупали — куда идти в этот момент. Дальше — дело техники. Не со всеми текстами я согласен, мне важно другое. Тут я повторю реплику главной героини — учителя Софьи Алексеевны: мне не надо много, не надо умно, нужно, чтобы это были ваши мысли, вы могли их внятно сформулировать, то, как вы думаете, чувствуете. Конечно, мы делали легкую редактуру текстов, но основные формулировки остались в спектакле».

Актер Алексей Корнев, исполнитель роли Миши: «Нельзя сказать, что это наши сокровенные мысли, что мы думаем об этом постоянно. Это то, о чем нас заставили задуматься материал, режиссер. Это просто было интересно. Сколько раз мы играем спектакль и сколько раз слышим сочинения друг друга, все равно открываются новые интересные штуки. Здорово, как эти истории продолжают жить».

Актриса Екатерина Боброва, исполнительница роли Гузель: «Это нелегкая легкая тема. Зрители в соцсетях часто пишут, что, посмотрев наш спектакль, они задумались, что такое зло. Выходят с мыслями, а что бы я написал в своем эссе на заданную тему. Отклик — это же прекрасно! Получается, что мы выходим на некий диалог».

Актер Александр Липовской, исполнитель роли Семена: «Мы разбираемся в своих сочинениях, как нам избежать зла. В каждом сочинении есть зона импровизации, каждый из нас чуть-чуть изучает свое тело в пространстве».

Место действия спектакля — спортзал в элитной гимназии. Такой способ организации пространства выбран неслучайно. Художник Анастасия Бугаева: «Школьный класс совсем не хотелось делать, не хотелось элементарно иллюстрировать пьесу. Благодаря уникальной сцене театра была возможность построить декорацию прямо там. Тем самым мы объединили артистов и зрителей в одну коммуникацию. Зрители — участники спектакля. Трудно даже представить, что они могли бы наблюдать за происходящим из зала. Дальше мы с разрешения автора немного переписали пьесу. В новых обстоятельствах в гимназии идет ремонт, поэтому все действие происходит в спортзале».

Главные герои — братья Миша и Костя — общаются между собой на особом, только им понятном языке. Как отмечают модераторы, во всех просмотренных ими ранее спектаклях по пьесе Даны Сидерос используются разные жесты. Как сообщил Евгений Маленчев, «основную физическую нагрузку спектакля» взял на себя хореограф Андрей Короленко. Он работал с артистами над воплощением этих жестов.

Зрители отметили работу художника по свету — перемену теплого (сцены в школе) и холодного (авторские тексты артистов) освещения. Нарек Туманян прокомментировал: «Я создавал атмосферу. Холодный свет родился от воспоминаний из детства. Я помню, как в восемь утра ты приходишь и не понимаешь, куда попал — в больницу или в школу. Учителя не очень добрые, не такие, как в нашем спектакле. А теплый — это свет человеческого общения, твои друзья и парочка хороших преподавателей».

Участники встречи фокусировали свое внимание на героях спектакля. Из зала прозвучало: «Почему вы сделали такого слабого, комического Директора?» Евгений Маленчев ответил: «Сложно спорить о том, какой он в пьесе. Пьеса — это все же материал для театра, и тут встречаются роль, артист, обстоятельства, органика. Идея простая: в этой истории взрослые — больше дети. Дети здесь сильно взрослее, чем директора, завучи. Смысл не в комизме и слабости, а в детской беззащитности каждого взрослого, который сталкивается с ситуацией, в которой не знает, что делать».

В заключение встречи зрители делились своими впечатлениями.

«Хотелось бы сказать большое спасибо за спектакль. Меня он удивил сначала. Ждала, что пьеса будет гораздо агрессивнее, злее. Но я подумала, что такой поразительный темп — нарочитое художественное решение. Под всем этим читается финальный взрыв. И когда ты погружаешься в размышления артистов, понимаешь, как рождается это зло — из мелочей».

«Для меня спектакль строится на эффекте неоправданных ожиданий. Вы по-другому расставляете акценты. Все спектакли, которые я видела по этой пьесе, на первый план выдвигали тему инаковости двух ребят, тему жесткой травли. Вы затрагиваете тему поиска коммуникации вообще, все в этом классе испытывают не меньшие проблемы в общении друг с другом, чем эти двое новеньких. Для меня не они герои спектакля. Вы начинаете, грубо говоря, со спойлера: что должно случиться в конце, что они все объединяются в попытке освоить язык другого. И вся интрига — примут ли этих ребят в стаю или не примут — отменяется. Второй эффект связан со сценографией. Спортзал — сосредоточение физического действия. В спектакле ожидается много движения: все такое спортивное, активное, и между этим всем будет звучать текст. Оказывается ровно наоборот. Физическое действие в рапиде, физическое действие остается как знак».

«Мне показалось, что очень здорово решен финал, когда вы все играете в баскетбол. Вся школа объединяется, и мы понимаем, что все начинают учиться этому языку. Игра на какой-то момент всех объединяет. И дальше последует шаг к коммуникации».