Все выверено как часы, что не мешает вдохновенью

4 сентября 2004
Татьяна Шипилова, «Советская Сибирь»

75-й юбилейный сезон открыл Новосибирский молодежный академический театр «Глобус»

Чтобы увидеть такой изящный, остроумный и умный спектакль, не грех и в столицу съездить! Но пусть теперь москвичи, не побывавшие в апреле на фестивальных просмотрах «Золотой маски», к нам, в Новосибирск, спешат: «Двойное непостоянство» Мариво в постановке Дмитрия Чернякова на малой сцене «Глобуса» того стоит...

Абсолютно самодостаточная деревенская парочка: непосредственные — как дети, уверен­ные в своей любви — как в одном из законов природы, Сильвия и Арлекин (Ольга Цинк и Илья Паньков) изо всех сил пытаются противостоять миру тщеславия, корысти и лицемерия. Но противники их — Принц и Фламиния (Александр Варавин и Людмила Трошина) в интри­гах более чем искушены и более чем упорны. Ложь как орудие совращения и моральное на­силие, заменяющее привязанность, — суть и стиль их жизни...

Кто кого? Как давным-давно в XVIII веке, как вчера и, безусловно, сегодня. Зрители смот­рят эту историю через настоящее — между сценой и залом — стекло и, естественно, отража­ются в нем. Если вглядеться, несложно найти и увидеть одновременно на сцене и в зале себя. Если вглядеться?! Кажется, Сильвия что-то поняла: звон разбитого стекла...

Именно этим спектаклем — лауреатом национальной театральной премии 2004 года — и открылся в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» два дня назад 75-й творческий сезон.

 Сезон юбилейный, следующая «абсолютно юбилейная» дата теперь только 100-летие, — заметила директор Татьяна Ни­колаевна Людмилина и рассказа­ла, что дата нынешняя, конечно, обязывала к большой и серьез­ной подготовке. Потому что все, по большому счету, делается для жителей нашего города и тех лю­дей, которые в разные периоды своей жизни, в разные периоды истории ТЮЗа — «Глобуса» бы­ли связаны между собой. Замечу, планы театра на новый юбилейный сезон, с которы­ми познакомила затем Татьяна Николаевна, как всегда в «Гло­бусе» были четкими, выверенны­ми, а творчески, можно сказать, грандиозными, но без малейшей тени прожектерства.

Гастроли — дальние и ближние

У «Глобуса» есть ряд пригла­шений на участие в нескольких региональных фестивалях лауре­атов «Золотой маски». В частно­сти, в Омске и Красноярске. От части предложений театр отка­зался: «Мы не можем себе позво­лить, чтобы спектакль „Двойное непостоянство“ постоянно нахо­дился в разъездах и его не виде­ли жители Новосибирска».

Кроме того, по поводу «Двой­ного непостоянства» сейчас ве­дутся переговоры об участии в двух очень серьезных запад­ноевропейских фестивалях. И еще: если все нормально сложит­ся с финансированием10-летия Фонда имени Станиславского, новосибирский спектакль обяза­тельно будет показан в рамках этого празднования в Москве.

Неотъемлемой частью гаст­рольной деятельности «Глобуса» в юбилейном году, как и в пре­дыдущие, будут поездки по се­лам и городам области. В репер­туаре есть ряд названий, которые могут быть показаны на не очень приспособленных сценах. В тече­ние сезона будет выпущен еще один спектакль с такими «пара­метрами».

Премьеры. Не без сенсации...

Особенность нынешнего твор­ческого сезона, по словам дирек­тора, состоит еще и в том, что то­лько одна, первая по счету, премьера состоится на малой сцене, остальные семь — на большой.

Так, 15 октября (репетиции идут полным ходом) театр выпу­стит спектакль по пьесе Максима Горького «Дети солнца». Над классикой работает уже извест­ный новосибирцам питерский ре­жиссер Сергей Каргин. Он по­ставил в «Глобусе» спектакли «Волшебный уголек», «Двенад­цать месяцев» и «Деревья умира­ют стоя». Кстати, теперь, как считают в театре, Каргин «напо­ловину питерец, наполовину но­восибирец»: он набрал курс в Но­восибирском театральном инсти­туте. По мнению Татьяны Люд­милиной, с этой миссией он дол­жен прекрасно справиться, так как обладает «хорошими задат­ками педагога».

Следующая премьера, запла­нированная на 10 декабря, во всех смыслах сенсация! Это со­временный мюзикл — жанр, вос­требованный сегодня российским зрителем и считающийся очень перспективным. Но новосибир­ская сенсация не в нем, вернее, не только в жанре.

Спектакль под названием «НЭП», а работа над ним нача­лась еще два с половиной года назад, будет необычен" во всех отношениях, считают в театре. Во-первых, литературная осно­ва... Это — «Педагогическая по­эма» Макаренко. Во-вторых, для осуществления этого проекта «Глобус» пригласил талантли­вую молодежь: музыку и либрет­то написала Елена Сибиркина — новосибирский композитор и либреттист («Счастливого Рож­дества, дядюшка Скрудж» и др.), режиссер Алексей Крикливый, художники из Москвы Анастасия Глебова и Владимир Мартиросов (работавшие в конце прошлого сезона над спектаклем «Белая овца». Музыкальную и хореографическую часть проекта взя­ли на себя мэтры — дирижер Алексей Людмилин и хореограф из Петербурга Эдвальд Смирнов. В спектакле будет занята боль­шая часть труппы. Причем для исполнителей «непоследних ро­лей» в конце сентября проведут кастинг.

Специально для «НЭПа» будет набираться живой оркестр и хор (хотя в театре много поющих ак­теров, масштабы новой поста­новки и замысел потребовали этого). Кроме того, Татьяна Людмилина подчеркнула социа­льную значимость новой работы «Глобуса»: «Темы, которые под­нимал в свое время Макаренко, актуальны — „забытое старое“, как известно, зачастую оказыва­ется не самым плохим... Это бу­дет, по нашему замыслу, „спек­такль для всей семьи“. И еще мы хотим, чтобы его посетило как можно больше молодежи из са­мых разных — не только и не столько творческих — учебных заведений города». Еще директор «Глобуса» сказала, что все при­глашенные в постановочную группу вначале были невероятно удивлены выбором литературной первоосновы, но через некоторое время чрезвычайно «загорелись» замыслом, что, вероятно, обеща­ет зрителям яркие, неординар­ные впечатления.

Названия, имена, и тоже сенсации?..

Следующая после «НЭПа» премьера — новогодняя сказка «Колечко Снегурочки», также в постановке Алексея Крикливого. А потом — 4 марта 2005 года — грядет новая трактовка старой пьесы «Свадьба Кречинского» режиссером из Москвы Мариной Глуховской (ученица Петра Фо­менко). В «Глобусе» о ней мнение: «Свой почерк, видение классиче­ского материала, современный подход к режиссуре и принад­лежность к школе Фоменко — это интересно и многообещающе».

В апреле еще одна ученица — теперь уже Леонида Хейфеца, москвичка Анна Трифонова — представит вниманию самых ма­леньких зрителей сказку «Бело­снежка и семь гномов». И она то­же приглашена не случайно: у этого режиссера репутация мас­тера в создании именно таких спектаклей — для младшей дет­ской аудитории.

Закроется сезон не меньшей, чем декабрьская, сенсацией для настоящих театралов: согласие на работу над спектаклем по ни­где в России еще не ставившейся пьесе современного немецкого драматурга Гизельманна «Господин Кольперт» директору «Глобуса» дал известный режиссер, художественный руководитель столичного театра имени Пуш­кина Роман Козак.

В общем, планы на пополне­ние репертуара у театра на юбилейный сезон смелые и яр­кие. Будем надеяться, все у юбиляров получится.

Не менее главное, а самое главное

Самой главной, конечно, ста­нет собственно юбилейная не­деля, которая начнется в Меж­дународный день театра бене­фисом народной артистки Рос­сии Анастасии Васильевны Гаршиной и в течение которой будут показаны лучшие спек­такли разных режиссеров — зо­лотой фонд «Глобуса». Не толь­ко для новосибирцев, но и для уважаемых гостей — друзей те­атра из разных городов и весей. А 3 апреля настоящим праздни­ком «Глобус» отметит само 75-летие. Но как вы уже знае­те, это не последний выплеск эмоций до конца сезона. Впереди кроме названных премьер, большое литературно-драматическое действо, посвященное 60-летию Великой Победы, че­реда актерских юбилеев: в этом сезоне более круглые и менее круглые даты служения сцене отметят заслуженные артисты России Юрий Соломеин, Люд­мила Трошина, Тамара Седельникова, Наталья Орлова и акт­риса Светлана Прутис.

А еще в театре вновь вводят­ся абонементы на посещение детских спектаклей. И появился новый парадный занавес из бельгийского бархата. Зрительские билеты поменяли форму и стали красивее. И еще много все­го нового в «Глобусе», которому всего 75...