Под флагом Весёлого Роджера

1 апреля 2009
Татьяна Коньякова, «Вечерний Новосибирск»

«Глобус» готовится к премьере пиратской истории «Остров сокровищ»

«Пятнадцать человек на сундук мертве­ца, // Йо-хо-хо, и бутылка рому!..» Кто не знает этой лихой песни Билли Бонса. Некоторые даже искренне считают ее настоящей пиратской. Хотя никакого отно­шения к морскому фольклору она не имеет и написана Робертом Стивенсоном специально для его знаменитого романа «Остров сокровищ».

«Это будет не детский спектакль»

Сколько поколений молодых людей зачиты­вались этой книгой! Сколько фильмов снято по этой пиратской истории, сколько сделано мульт­фильмов, аттракционов и игр! Молодого режис­сера из Москвы Дениса Филимонова, пригла­шенного для постановки, такая популярность сюжета, однако, не смущает. Вместе с актерами «Глобуса» они решили прочитать старую исто­рию по-новому. По словам режиссера, это будет не детская сказка, а вполне взрослая история с психологией и реалистичными, сложными отношениями между героями.

 Если говорить о жанре, то я хочу сделать что-то подобное тому, что сделали режиссёры так называемых приключенческих фильмов. Та­ких, например, как «Пираты Карибского моря» или «Властелин колец». Я не имею в виду худо­жественную сторону, я говорю об особом жан­ре, для определения которого термин еще не возник, но который можно определить как «фэнтези для взрослых».

В работе над спектаклем, по признанию ре­жиссера, ему помогало общение с сыном Ники­той. Он у него как раз тинейджерского возраста.

 В подростке сидят два мира. С одной стороны, тинейджер ещё не отошёл от детст­ва, а с другой, это уже вполне взрослые люди. Любимая фраза подростка: «Яуже не ребёнок». Получается такой интересный микс. Конечно, это будет романтический, «мальчиковый» спектакль. Мальчишкам будет интересно на­блюдать, как герой принимает решение, ока­завшись в сложной ситуации. Девочки, в свою очередь, обязательно придут смотреть на пар­ней, которые дерутся и решают какие-то важ­ные вопросы. С такой аудиторией очень важно не заигрывать...

«Пиастры, пиастры, пиастры...»

Какая пиратская история без пиратского по­пугая! Психотерапевты даже придумали объяс­нение этому феномену — пират с попугаем. Якобы попугаи, обезьяны и коты блокируют энергетические поля, и попугай на плече — это своего рода «шапка», закрывающая от зависти и лишнего любопытства... Тут, как говорится, хо­тите верьте, хотите нет!

Попугая в спектакле играет актер Никита Сарычев (он же исполнит роль сквайра Трелони). Незадолго до премьеры он вместе с режиссером и другим участником спектакля актером Дмит­рием Шульгой (доктор Ливси) были гостями книжного магазина «Плиний Старший». Провели полтора часа среди поклонниц и поклонников, которые буквально забросали их вопросами. Авторы самых интересных вопросов получили в подарок книгу Стивенсона и билеты на премье­ру.

Естественно, был и вопрос на тему, взрослый или детский будет спектакль.

 Сформировалось своего рода клише: «детский» — «не детский» спектакль, — гово­рит Дмитрий Шульга. — И к детским отношение менее серьезное. Между тем делать детский спектакль намного сложнее. Все мы люди соци­ально адаптированные и хорошо знаем, как на­давить на какую-то нужную струну у взрослого. Сделать интересную историю про пиратов для взрослых людей, обремененных какими-то про­блемами, — это очень просто. А предугадать ре­акцию ребенка невозможно. Если у нас получит­ся хорошая детская сказка в лучшем смысле это­го слова, это будет отлично.

 Материал забирает полностью, и это неза­висимо от того, сказка это или нет. Надо ещё по­стараться сыграть Волка как Гамлета и Гамлета как Волка, — продолжает тему Никита Сарычев.

Судя по атмосфере на репетиционной пло­щадке, между режиссером и актерами — взаи­мопонимание и единомыслие полное.

 Ребята играют по-честному, — говорит Денис Филимонов, — Они занимаются делом и театром, они творят. В столичных театрах это, к сожалению, встречается не так часто. Театр стал коммерческим искусством. Для некоторых акте­ров в Москве важнее не поработать над образом и прийти на репетицию, а узнать расписание кастингов: они проводятся каждые полторы мину­ты. Им не до Чехова или Ибсена, голова их заби­та другим: не пропустили ли они кастинг на «Горького» и успеют ли еще на «Мосфильм». Когда молодой актёр во время репетиции с удив­лением на меня смотрит и говорит: «Денис Ива­нович, у меня же сейчас кастинг!», мне хочется кинуть в него пепельницей. Шучу, конечно. Здесь же совершенно иное отношение к делу. Причем в спектакле заняты актеры разного воз­раста — от 21 до 38 лет, но разницы мы не чув­ствуем никакой. Работа идёт в творческой атмо­сфере... Все что-то предлагают, что-то ищут. Это же касается всех цехов. После бешеной Москвы я ощущаю, что попал в настоящий театр, я отдыхаю здесь душой...

Денис Филимонов родился и вырос в Моск­ве. Закончил школу-студию МХАТ (учился у Оле­га Табакова). Девять лет проработал актером в театре им. А. С. Пушкина. Там же начал ставить свои первые спектакли. Позже стал плотно за­ниматься режиссурой в театрах, антрепризах, те­леспектаклях. Работал на телевидении, снимал короткометражки в кино.

«Остров сокровищ» — его первая работа в Новосибирске. Обещает сложные декорации и много музыки.

 Но это будет не мюзикл. Это будет драма­тический спектакль с большим количеством движений, драк, трюков, танцев, боёв на шпагах, летаний на канатах.

Приглашён даже отдельный специалист для постановки батальных сцен! Премьера спектак­ля — 10 апреля...