«Волшебник страны Оз»: детская сказка с несказочным реализмом

20 мая 2016
Лилия Вишневская, «Бумеранг»

13 мая в новосибирском театре «Глобус» состоялась долгожданная премьера для юных зрителей — сказка о стране Оз.

Спектакль «Волшебник страны Оз» — апогей нынешнего театрального сезона, поставлен по мотивам книги американского писателя Фрэнка Баума. На сей раз известную всем историю о девочке, которую ураган перенес в сказочную страну, представил Иван Орлов. Накануне премьеры творческая группа с удовольствием общалась со зрителями в уютной гостиной книжного магазина «Капиталъ». Молодой режиссер объяснил, почему выбрал книгу Баума, а не Волкова, рассказал о том, как шла работа над спектаклем, и уверил публику, что лично для него каждая премьера — праздник.

 Иван, скажите, почему вы поставили именно сказку? Что для вас сказка?

 Я нахожусь на таком жизненном этапе, когда становится интересно преломлять жизнь через сказку. Может, потому, что еще молодой (смеется). Лично для меня сказка — очень широкий жанр. К примеру, в «Глобусе» идет спектакль «Любовь людей», это современная драматургия. Пьеса очень жестокая, но когда я ее смотрю, возникает стойкое ощущение, что это страшная сказка для взрослых, а не реальная история. «Ворон» Гоцци — тоже абсолютная сказка. Есть и новогодняя сказка «Звездный мальчик» — она мне очень нравится, мы ее лихо сделали! Но это особый случай. Это тот жанр, из которого нельзя выпрыгнуть, рамки которого нельзя раздвинуть. Потому что есть определенные требования к новогоднему спектаклю — это шоу, это чудо, доброе, светлое. В какой-то момент я понял, что с этим жанром полностью разобрался. И тогда захотелось сделать сказку, в которой всё по-настоящему, убедительно, атмосфера волшебства не исчезает, а проблемы ставятся и решаются. Я задумался: смогу ли поставить серьезную историю для детей? Вот такой историей и стал спектакль «Волшебник страны Оз».

 Но почему вы взялись за книгу Баума, а не Волкова? Исходя из схожести сюжета, нашему зрителю ближе, наверное, была бы история девочки Элли...

 Вы не поверите, это первый вопрос, который бы я задал самому себе. Почему же мы сделали спектакль не о доброй девочке Элли, которая всегда готова прийти на помощь друзьям, которую все любят и которая попадает в еще более прекрасный мир? Книга эта любима миллионами ребят, ее хорошо знают, читают, но... В ней практически нет внутренних конфликтов — есть сложности на пути, не более. Когда я прочитал Баума, то понял, что его история сегодня более актуальна. Серию своих книг Волков писал в традициях советской литературы для детей, и текст маркируется 6+. Баум же создавал свою сказку в традициях братьев Гримм — его история более жесткая, включающая надрывные ситуации. И у девочки Дороти характер далеко неоднозначный. Она совершает поступки, порой неприглядные, которые никогда не смогла бы совершить Элли. Бросить Страшилу в реке, чтобы выбрался сам — Элли так не поступила бы. В чем причина? Может, в том, что Дороти живет не с папой и мамой в замечательной живописной деревушке, как Элли, а с тетей и дядей в сухой, выжженной степи Канзаса. Это жестокий, агрессивный, пустой мир. Девочка чувствует себя в нем одинокой. Механический пес — ее единственный друг. Жизнь скучна и однообразна, ее никто не понимает. Так, по крайней мере, считает Дороти. Хотя на самом деле всё совершенно по-другому. Пытаясь порадовать племянницу, дядя предлагает всем надеть зеленые очки — чтобы пустынный Канзас позеленел и стал прекрасным, как мечтает девочка. Но та называет очки «идиотским обманом» и запирается ото всех в захудалом домике, который уносит мощный ураган... Мне захотелось сделать историю не о 6-летней малышке, а о трудном подростке, которому 12. О практически сформировавшемся человеке, у которого есть внутренний конфликт, характерный именно для подростка с его максимализмом.

 Те, кто в свое время прочитал сказку Волкова, не разочаруются, придя на спектакль, поставленный по мотивам книги Баума?

 Наоборот, думаю, таким зрителям будет интересно посмотреть на сюжетное решение новой сказки. Ведь мы все событийные повороты Волкова оставили. Храбрость Льва, добросердечность Дровосека, ум Страшилы — это всё есть, только приходят герои к своим добродетелям немного иначе, чем в сказке Волкова. Тема дружбы у Баума тоже очень интересна. Так что воспринять эту историю под другим углом, понять, как привычные темы заработают по-новому, мне кажется, — это хороший опыт для зрителя.

 Вы сказали, что переосмыслили некоторые моменты классической истории. Ураган у вас — это...

 Олицетворение подросткового срыва. Психологический момент, который позволяет по-иному взглянуть на реальность. Собственно, ураган, уносящий Дороти, возникает из-за ее противоречий с окружающим миром, который она всей душой не принимает. Поэтому и оказывается в волшебной стране. Эта страна Оз — сон Дороти, который складывается из тех же предметов, из которых складывалась ее жизнь в реальности в Канзасе. Те же люди, которые населяют Канзас и с которыми она не желает находить общий язык, возникают в ее сне в образах обаятельных героев — Дровосека, Страшилы, Льва, волшебника Оза, колдуньи Западных земель... Девочка постепенно учится ладить с жителями, находить компромиссы. Учится жить. И мир начинает любить ее...

 На какую аудиторию вы рассчитывали, ставя своего «Волшебника»?

 Сказка будет интересна детям, начиная с 8 лет, то есть, для младшего подросткового возраста. Да, в спектакле много драматических моментов, но много и веселых, поэтому уверен, что ребята всё поймут и им будет интересно. Конечно, 6-летнему юному зрителю спектакль смотреть рановато. В нем есть «громкие звуки» — темы, моменты, которые дошкольники не смогут осилить психологически, потому что у них нет еще определенного жизненного опыта. А 8-летний человечек «громкие звуки» уже слышит, воспринимает и не боится их. В спектакле есть зоны, где он может и посмеяться, и повеселиться, и посочувствовать. Но идеальный возраст для восприятия общей темы «Волшебника страны Оз» — это всё же 12-13 лет.

 Сколько времени ушло на создание спектакля — от идеи до финального выхода артистов?

 Над материалом я начал работать еще прошлым летом. После нового года был написан сценарий. То есть, за точку отсчета примем январь. С марта мы начали репетировать. Так что, как говорится, не прошло и года(смеется).

 Какой период творческого процесса вам нравится больше всего: написание сценария, работа с актерами или общение со зрителями после выхода спектакля?

 Честно говоря, на каждом этапе есть свои прелести, свои плюсы и минусы. Когда ты написал пьесу, вроде как выдохнул — ну, наконец-то, готово. Читаешь ее артистам и понимаешь: не так всё просто, как казалось. Потом артисты начинают вкладывать в роли свою энергию — и тут возникают прямо-таки откровения, о которых ты и не подозревал, когда создавал текст. Так произошло после первой читки — я по-другому посмотрел на собственный материал. Очень большая разница, когда текст мертвый, на бумаге, и когда он оживает на сцене.

 У нас, зрителей, ожидание каждой премьеры — это как ожидание праздника. Но ведь в «Глобусе» каждый год много премьер. Не уходит ли у вас, создателей чуда, это ощущение праздника?

 Дело в том, что спектакли у нас выходят для разных возрастных категорий, поэтому 8 премьер в сезоне — это нормально. Момент второй: лично я выпускаю 2-3 премьеры, и актеры тоже не задействованы во всех абсолютно спектаклях. Поэтому для каждого из нас премьера — самый настоящий долгожданный праздник. И первая читка, и первый репетиционный выход — тоже праздник. А как иначе? Это твое детище, твое создание. Радостно видеть, как оно рождается, набирается сил, живет...

Уже прошли первые премьерные показы новой чудесной сказки. Вместе с артистами молодежного театра «Глобус» зрители шаг за шагом прошли долгий путь до Великого Волшебника вместе с героиней и в финале узнали главный секрет Изумрудного города. «Если носить зеленые очки, конечно же, все кажется зеленым», — объяснил и детям, и их родителям мудрый Оз... Так, может, иногда стоит надевать такие очки, чтобы смотреть на мир немного иначе?