Постановка «Ревизора»: псевдоавангардистская претензия или часть нашей жизни?

10 марта 2016
Екатерина Глухова, молодежный портал Новосибирской области

5 марта в книжном магазине «Плиний Старший» состоялась встреча, посвященная премьере спектакля «Ревизор» на большой сцене театра «Глобус». На вопросы зрителей ответили московский режиссер Роман Самгин, заслуженный артист России Лаврентий Сорокин и «самый высокий» артист Новосибирска Никита Сарычев.

Самые лучшие актёры

У Романа Самгина уже был опыт работы с новосибирским театром «Глобус», на сцене которого он поставил две классические комедии — «Скупой» Ж.-Б. Мольера и «Лес» Н. А. Островского. Теперь настало время Н. В. Гоголя. Роман Самгин рассказал, как были выбраны актёры на две наиболее яркие роли в спектакле:

 Мы не первый раз работаем с Лаврентием Сорокиным, поэтому я предполагал, что он будет исполнять роль городничего. Никита Сарычев тоже получил роль Хлестакова почти сразу. С самого начала было понятно: он её должен играть, но мы решили провести кастинг — хотелось открыть новых звёзд. Мы перебрали всех и поняли: Сарычев самый лучший.

 Приятно, что Роман Савельич доверил эту роль мне, я стараюсь, работаю, вроде хорошо получается, — прокомментировал Никита Сарычев.

Пострадал ли Гоголь?

На встрече прозвучало множество вопросов, посвященных содержанию спектакля по классической пьесе.

Создатели «Ревизора» не раскрыли своих секретов. Лаврентий Сорокин только успокоил аудиторию:

 Николай Васильевич Гоголь не пострадал, я вас уверяю, — но потом добавил, — назвать спектакль хрестоматийным ни в коем случае нельзя.

 Тут дело в том, как это сделано. Если это сделано вкусно, если в этом есть энергия, не должно возникнуть вопроса: а дайте нам классику, дайте нам как написано. Так сделать очень трудно: часто в этом есть мутная псевдоавангардистская претензия, которую сложно рассмотреть. Тогда у людей возникают вопросы: что же вы упражняетесь в каких-то глупостях, вы сделайте, как написано, — объяснил Роман Самгин.

Современные драматурги, ау!

Поднят был вопрос и о современной драматургии. Здесь мнение Романа Самгина оказалось неутешительным:

 Сейчас хороших драматургов мало. Это очень редкий талант. Литераторы и писатели есть, а драматургов — мало. Хорошую пьесу написать очень сложно, почти как спроектировать космический корабль. Поэтому люди с такими мозгами занимаются сейчас другими вещими — деньги зарабатывают. Все хорошие драматурги пишут сейчас сценарии для сериалов и фильмов. Изменилось время, мир изменился.

Семь раз отмерь — один раз отрежь

Впервые «Ревизор» был поставлен 180 лет назад и за это время, по мнению Романа Самгина, пьеса не утратила своей актуальности, «потому что гений писал». Оригинальная постановка длится почти четыре часа. Режиссер решил сократить спектакль, объяснив причину так:

 У нас в связи с телесмотрением накоплен большой зрительский опыт: мы смотрим много сериалов, фильмов, уже знаем заранее, то, что в ХIХ веке нужно было объяснять нам дополнительно. Эти объяснительные тексты режиссёр старается убирать. Мы уже примерно знаем, как и в какой ситуации каждый артист играет. Понимаем, что, если так глаза подвела девушка, значит: сейчас будет объяснение в любви. А режиссер должен стараться уходить от этого зрительского прогноза, чтобы было интересно.

Извечная проблема школьной программы

Участники встречи вспомнили и то, что комедия Н. В. Гоголя входит в список школьной литературы.

 Изучать «Ревизора» в 8 классе, конечно, рановато, — говорит Роман Самгин. — Это извечная проблема школьной программы. Не секрет, что многие произведения, которые в школе проскакивают, потом, когда у тебя уже есть жизненный опыт, ты совершенно по-другому читаешь и воспринимаешь. Не могу даже сказать, что я что-то прочел в школе и понял это. Всякий хороший текст заглядывает в такие бездны нашей жизни, куда нам смотреть не хочется. А если мы туда все-таки заглянем — нам это не понравится: такое понять можно только после определённого возраста.

Совершенно другое удовольствие

«Ревизор» — безусловно, произведение в России известное каждому. Создатели спектакля в связи с этим испытывают особое волнение, но режиссёр уверен:

 Эта пьеса не косная, тут фокус в том, что её нужно постараться воспринять, как часть своей жизни. Любой роман, любое стихотворение классическое нужно попытаться понять через свою жизнь. Это не отвлеченное от тебя, абстрактное произведение — это часть и твоей жизни. Как только ты отнесешься к этому, как к своей жизни, то поймешь: там есть темы, касающиеся и тебя. Вот только тогда ты и будешь получать от этого всего совершенно другое удовольствие!