Новосибирский «Глобус»: начало диалога

20 июня 2011
Елена Коновалова, «Krskdaily»

Если условно разделить гастрольную афишу новосибирского театра «Глобус» в Красноярске на две части, первая выглядит «полегче». Две комедии, спектакль для детей и реалистическая история о судьбах людей, разлученных войной и вновь пытающихся приблизиться друг к другу. Вполне подходящая подборка для знакомства с новым зрителем.


«Скупой»

Начались гастроли «Скупым» Мольера в постановке московского режиссера Романа Самгина. Это дебют ученика Марка Захарова в Новосибирске. И судя по «Скупому» дирекция «Глобуса» наверняка продолжит сотрудничество с постановщиком. Спектакль просто идеально ложится на труппу и вписывается в общую репертуарную направленность театра.

Роль Гарпагона в «Скупом» сыграл Лаврентий Сорокин, это первая большая роль артиста после его прихода в «Глобус». И большая удача — как для него самого, так и для театра. Гарпагон в исполнении Сорокина — персонаж трагикомический. С одной стороны, рачительный хозяин: его дом — его крепость (буквальная крепость — с огромным частоколом выше человеческого роста, мышь не прошмыгнет!), полная чаша, где всего в достатке. Вот только ради чего и кого этот достаток? Неожиданный ответ ждет публику в конце спектакля.

Очевидно, что накопленное богатство — явно не для легкомысленных детей Гарпагона, которые деньги не ценят, о будущем не думают, одна любовь на уме. В финале каждый остается при собственных интересах — Элиза (Нина Квасова) и Клеант (Максим Гуралевич) со своими возлюбленными Валером (Владимир Дербенцев) и Марианой (Екатерина Аникина), папаша Гарпагон — с заветным богатством.

А еще — с достойным наследником. Вольно использовав сюжет Мольера (но нисколько ему по логике не противореча) режиссер начал спектакль с того, что у Валера и Элизы рождается ребенок. В финале счастливые родители, получившие, наконец, согласие на брак, так увлеклись друг другом, что умчались из дому, забыв про малыша. Гарпагон застигнут врасплох — чем утешить плачущего младенца? Ребенок игнорирует погремушку, но радуется... звону монет в кошельке! Новоиспеченный дедушка счастлив не меньше — у него теперь есть родственная душа. Вспомнила сейчас этот эпизод — и вновь до слез стало смешно, как блестяще сыграна финальная сцена.

«Женитьба»

Гоголевскую «Женитьбу» в постановке Нины Чусовой мне в этот раз увидеть не довелось (была на другой женитьбе — Сергея Боброва на Наталье Горошко))). Но впечатления от репетиций спектакля и его премьеры свежи до сих пор.

Чусова сделала современный по подаче и ностальгический по атмосфере спектакль. О времени, когда у людей еще были возвышенные идеалы и ценности. Нам, сегодняшним, они представляются наивными и излишне сентиментальными. Мы живем в век скоростей, когда некогда остановиться и о чем-то задуматься, всё на бегу — не только дела, но и проявления чувств. В наших предках такой торопливости не было. И хочется порой последовать их примеру, да «не можется»... Об этом «Женитьба».

Время действия Чусова перенесла в оттепельные 60-е. Получилась очень личная история — о том, как любили наши родители. Любили искренне. И хотя все персонажи в постановке гротесковые, публика смеется над ними по-доброму. А для старшего поколения зрителей эти характеры — как личное отражение в зеркале. Пусть и немного шаржированное.

В выборе пьесы для постановки есть и немалая доля самоиронии. Я брала интервью у Нины Чусовой на выпуске «Женитьбы», когда эта отважная женщина ждала второго ребенка. Сейчас у нее уже трое детей, она счастливая мать и жена. Вот только на регистрацию отношений, как смеется Нина, времени никак не находится. Столько работы — не до каких-то формальностей! Так что за маской Подколесина, который в «Женитьбе» выпрыгивает в окно, можно разглядеть режиссера. Весело смеющуюся над собственной «несклонностью» к узакониванию отношений.

«Каштанка»

Кстати, «Каштанка» (единственный детский спектакль в гастрольной афише «Глобуса») — режиссерский дебют Юрия Катаева, мужа Нины Чусовой. Сама Чусова выступила художественным руководителем постановки, а также автором сценографии и костюмов.

Тандем оказался удачный и очень фантазийный. Главное действующее лицо в спектакле — мир шоу-бизнеса, в который попадает простушка Каштанка (невероятно выразительная работа Натальи Тищенко). Мир яркий и притягательный, и в какой-то момент он становится для дебютантки реальностью, она добивается первого успеха.

Но в финале все-таки выбирает иные ценности — не поверхностные. А сколько детей, с малолетства приобщившихся к миру гламура, навсегда отравлены его сладким ядом?.. Думаю, именно поэтому спектакль рекомендован детям с 12 лет. Для малышей это красивое зрелище, не более. Для подростков — информация для серьезного размышления.

«Возвращение»

Имя режиссера «Возвращения» Олега Юмова уже знакомо красноярцам. Лет пять назад ученик Сергея Женовача выпустил в театре им. Пушкина свой дипломный спектакль — «Дом Бернарды Альбы» Ф. Г. Лорки. За прошедшее время режиссер неплохо продвинулся, два раза становился номинантом «Золотой маски», в том числе и с платоновским «Возвращением». Но, на мой взгляд, так и не отошел еще до конца от ученичества — школу Женовача видно в его спектаклях невооруженным взглядом.

Впрочем, это не самый большой недостаток «Возвращения», и достоинства в нем заметно перевешивают. Я смотрела спектакль дважды — год назад на малой сцене «Глобуса» и на большой в театре им. Пушкина. На гастролях этот спектакль убедил меня гораздо сильнее. За год он окреп, «прошел крещение» «Маской», что на пользу любому спектаклю. Да и само пространство большой сцены Красноярской драмы придало ему дополнительную глубину и объем, которого именно этой постановке очень не хватает на малой сцене «Глобуса» — действие в «Возвращении», в котором очень много интимного, там излишне приближено к зрителю. Даже становится как-то неловко, словно ты стал свидетелем сцен, не предназначенных для посторонних...

В Красноярске между публикой и артистами появилась необходимая дистанция, при которой частные переживания героев логично вышли на вселенский план. История и в самом деле стара, как мир — не так-то просто мужу и жене обрести былую близость спустя несколько лет вынужденной разлуки, когда каждый прожил за это время целую жизнь, полную тяжких испытаний... В спектакле связующим звеном в семье становятся дети. В жизни так случается, увы, не всегда. Но так должно быть. И очень хочется надеяться, что так будет.